Судебная власть призвана осуществлять

Автор: | 19.03.2018

Судебная власть в РФ (1)

Главная > Реферат >Государство и право

Глава I. Судебная власть в системе органов Российского государства…. 5 — 7

Глава II. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия……. 8 — 14

Глава III. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской Федерации…………………………………………………………………. 15 — 33

III. 1. Конституционный Суд Российской Федерации……………..20 — 23

III. 2. Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды..24 — 30

III. 3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации……….31 — 33

Глава IV. Проблемы становления эффективной судебной власти в Российской Федерации……………………………………………………..34 — 36

Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она стара как мир.

Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации , носящая название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализации.

Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”. Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу, властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”.

Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.

Данная работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации судов России.

Объектом исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты, которые в той или иной степени затрагивают вопросы организации судебной власти в Российской Федерации.

Предметом же моего исследования являются развитие и современное состояние правовых основ судебной власти в Российской Федерации.

В задачи работы входит:

— изучение понятия судебной власти в системе органов РФ;

— определение понятия правосудия. Признаки и принципы правосудия;

— описание организации деятельности судов;

— определение полномочий судов РФ;

— проблемы становления эффективной судебной власти в РФ.

Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации — Конституция России 1993 г., Федеральные законы, некоторые постановления Конституционного суда РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов.

ГЛАВА I. Судебная власть в системе органов Российского государства.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и арбитражного судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, при­нимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал.

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. «Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы».

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных признаков.

Судебная власть — вид государственной власти. Она осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и дру­гими законами.

Судебная власть принадлежит только судам — государст­венным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждо­му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требова­ний справедливости независимым и беспристрастным судом. Исключительность судебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды.

Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по Конституции Российской Федерации при­надлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость, самостоятельность, обособлен­ность — характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает за­прет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государст­венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо. 1

Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, ре­гулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социаль­ную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедли­вость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной сте­пени затрагивает судебную власть.

Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных зако­ном оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последо­вательности, установленной процессуальным законом и протекает в процес­суальных формах.

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция су­дов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но соз­данные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Россий­ской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно явля­ется официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

ГЛАВА II. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия.

По определению В. И. Даля, «правосудие» — «правый суд, решение по закону, по совести, … правда». 2 С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов». 3 В словаре Д. Н. Ушакова под правосудием понимается и «деятельность судебных органов, основанная на законе» и «судебная деятельность государства (юстиция)» вообще. 4

В теории права и в законодательстве правосудие нередко трактуется широко, и подразумевает всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность.

Конституция России указывает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (при этом, определения того, что такое «правосудие», она не содержит). Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» 5 в части первой ст. 4 также подчёркивает:

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел.

Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой. Признаки правосудия:

— принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

— общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

— правосудие осуществляется только судом (судьей);

Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

  • Новые поступления
  • Журналы
    • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
    • Арион
    • Вестник Европы
    • Волга
    • Дружба Народов
    • Звезда
    • Знамя
    • Иностранная литература
    • Нева
    • Новая Юность
    • Новый Журнал
    • Новый Мир
    • Октябрь
    • Урал
    • НОН-ФИКШН
    • Вопросы литературы
    • НЛО
    • Неприкосновенный запас
    • НОВОЕ В ЖЗ
    • Homo Legens
    • Prosōdia
    • ©оюз Писателей
    • День и ночь
    • Дети Ра
    • Зеркало
    • Иерусалимский журнал
    • Интерпоэзия
    • Крещатик
    • Новый Берег
    • АРХИВ
    • ВОЛГА-ХХI век
    • Зарубежные записки
    • Континент
    • Критическая Масса
    • Логос
    • Новая Русская Книга
    • Новый ЛИК
    • Отечественные записки
    • Сибирские огни
    • Слово\Word
    • Старое литературное обозрение
    • Студия
    • Уральская новь
  • Проекты
    • Вечера в Клубе ЖЗ
    • Египетские ночи
    • Премия «Поэт»
    • Премия Алданова
    • Премия журнала «Интерпоэзия»
    • Поэтическая премия «Anthologia»
    • Страница Литературной премии И.П.Белкина
    • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
    • Академия русской современной словесности
    • Страница Карабчиевского
    • Страница Татьяны Тихоновой
  • Авторы
  • Выбор читателя
  • О проекте
  • Архив
  • Контакты

Судебная система

Конституция РФ 1993 года (ст. 10) закрепила основополагающий принцип государственного строительства — принцип разделения властей, согласно которому государственная власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Исходя из этого положения Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от15.12.2001) отнес осуществление правосудия исключительно к прерогативе судов, а судебную власть квалифицировал как самостоятельную и действующую независимо от законодательной и исполнительной властей.

Тем самым впервые за период советской и постсоветской истории на высшем законодательном уровне создана правовая основа, призванная обеспечить фактическую, а не декларативную независимость судебной власти. Это дает возможность отказаться от наследия судебной системы советского образца, подвергавшей правосудие давлению сверху: по Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года судьи были подотчетны избирателям или избравшим их органам; закон о прокуратуре СССР 1979 года предусматривал прямую юридическую возможность для прокурорских инстанций контролировать деятельность судов; наконец, глубоко укоренившееся «телефонное право» позволяло в те годы партийным функционерам на деле воплощать в жизнь положение о руководящей роли КПСС, провозглашенное в Основном законе страны.

Конституция РФ 1993 года и Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» 1996 года устанавливают единую судебную систему Российской Федерации, которую не может изменить принятие других федеральных законов или законов субъектов РФ.

Вершину судебной вертикали образуют три высших суда федерального уровня — Конституционный, Верховный и Высший арбитражный.

Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) — специфичный и уникальный судебный орган, поскольку только он обладает функцией конституционного контроля, составляющей существо его деятельности. Об этом четко сказано в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ» 1994 года. Лишь КС РФ вправе официально толковать Конституцию РФ, признавать не конституционность определенных нормативных актов с последующим принудительным лишением их юридической силы. Осуществляя конституционное судопроизводство, КС РФ не занимается установлением и исследованием фактических обстоятельств дел во всех тех случаях, когда они относятся к компетенции других судов или иных органов.

Таким образом, задача Конституционного суда РФ не в отправлении правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. В его полномочия входит осуществление конституционного контроля. КС РФ не имеет дела с обвиняемыми, подсудимыми и их защитниками, истцами и ответчиками, а также их представителями, гражданами или организациями, спорящими с физическими или юридическими лицами или государственными органами. Заметим, что участие граждан в конституционном судопроизводстве вообще крайне ограничено. Например, оно возможно в тех случаях, когда гражданин оказывается в роли лица, заявляющего жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), которое рассматривается в соответствующем суде или в ином правоохранительном органе, применен или может быть применен закон, противоречащий, по его мнению, Конституции РФ или ущемляющий его конституционные права и свободы.

(В общественном правосознании и средствах массовой информации еще не изжито, к сожалению, ошибочное представление о КС РФ как о высшем органе всей судебной системы. Некоторые основания для формирования такого представления давал первый закон о Конституционном суде от 12 июля 1991 года, называвший КС высшим органом судебной власти по защите конституционного строя.)

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Для текущей работы организованы две палаты, состоящие из 9 и 10 судей соответственно. В палатах рассматривается основная масса дел, а наиболее важные дела выносятся на обсуждение Пленума Конституционного суда Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению Пленумом подлежат дела о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов Федерации, о толковании Конституции РФ и соблюдении установленного порядка в ходе выдвижения обвинения против Президента РФ, содержащего подозрение в совершении им тяжкого преступления. Пленум решает также множество организационных вопросов, включая выборы председателя КС. Он избирается тайным голосованием из числа судей КС сроком на три года с правом повторного избрания после истечения первого срока. За Пленумом КС закреплено право законодательной инициативы.

В 2001 году состоялась очередная корректировка статуса судей Конституционного суда РФ. Так, 8 февраля 2001 года был принят закон, предусматривавший увеличение с 12 до 5 лет срока, в течение которого возможно пребывание в должности судьи КС РФ, и отмена возрастных ограничений для судей КС РФ (согласно ранее действовавшему порядку судья КСРФ, достигший возраста 70 лет, должен был оставить свой пост). Однако15 декабря 2001 года был принят новый закон, ограничивший для судей КС РФ возможность пребывания в должности вновь 70годами. Правда, в этой части новый закон должен вступить в действие лишь с 1 января 2005 года.

Объектом контроля КС РФ могут стать законы и другие нормативные акты как федеральных органов законодательной и исполнительной власти, так и субъектов РФ (если последние не находятся исключительно в региональном ведении). Инициировать проверку конституционности может Президент РФ, обе палаты парламента или пятая часть депутатов каждой из палат, правительство, Верховный суд и Высший арбитражный суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Вердикт КС РФ о признании определенного акта неконституционным означает лишение его юридической силы. На рассмотрение КС РФ могут поступать запросы, вызванные разногласиями между органами государственной власти по поводу границ их компетенции, если урегулирования не удается достичь другими способами.

Правом обратиться в КС РФ с запросом о конституционности любого закона обладает и суд общей юрисдикции, в чьем производстве находится конкретное дело. При этом производство по делу приостанавливается до вынесения решения КС РФ.

На уровне субъектов РФ могут создаваться свои конституционные (уставные) суды, финансируемые из собственных бюджетных средств, с целью проверки соответствия принимаемых законов и других нормативных актов конституциям (уставам) субъектов Федерации. Решение суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом.

По мнению некоторых специалистов-правоведов, система конституционных судов РФ пока еще далека от совершенства и требует дальнейшего законодательного оформления. Возможно либо принятие общего закона о конституционных судах в РФ, включающего и судопроизводственные нормы, либо принятие закона о конституционном суде субъекта РФ[1].

Верховный суд РФ (ВС РФ) находится во главе всей системы судов общей юрисдикции, в ведении которых состоят гражданские, уголовные, административные и иные дела, подпадающие под компетенцию судов этой категории. Являясь по отношению к ним высшим судебным органом, ВС РФ осуществляет надзор за всеми подведомственными ему судами, включая военные и специализированные, дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ полностью независим от других органов государственной власти и никому не подотчетен.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, согласованному с заключением Председателя ВС РФ. Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее10 лет.

Организационная структура ВС РФ включает, помимо Председателя, его первого заместителя и заместителей, Пленум, Президиум, Кассационную коллегию, Судебную коллегию по гражданским делам, Судебную коллегию по уголовным делам, Военную коллегию и Судебную коллегию. Судебная коллегия — это новое структурное образование в ВС РФ. Она состоит из 18 судей, которые работают под руководством Председателя ВС РФ. В ее обязанности входит обеспечение статуса судей.

Каждое из этих структурных подразделений обладает определенной самостоятельностью и действует независимо от других судебных инстанций. Основной объем деятельности ВС РФ приходится на долю Судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и Военную коллегию.

В состав Пленума входят все члены ВС РФ во главе с его Председателем, а участие в заседаниях могут принимать Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ.

Численный состав Президиума ВС РФ имеет фиксированную величину — 13 человек. Для утверждения персонального состава разработана строгая процедура. Только Председатель ВС РФ и его заместители становятся членами Президиума автоматически, остальные — в соответствии с представлением Президента страны, согласованным с Председателем ВС РФ и при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей ВС РФ. Президиум Верховного суда занимается главным образом рассмотрением судебных дел в порядке надзора, оказывает практическую помощь судам после ознакомления с их деятельностью, давая конкретные рекомендации, а также выносит решения по ряду организационных вопросов, касающихся деятельности Верховного суда и его аппарата.

Кассационная коллегия, сформированная в 1999 году в соответствии с постановлением Конституционного суда от 6 июля 1998 года, рассматривает жалобы (протесты) в качестве суда второй инстанции на приговоры, определения и постановления судебных коллегий ВС РФ, вынесенные судом первой инстанции (в этом качестве может выступать любой суд, уполномоченный принимать решения по существу вопросов, являющихся основными для конкретного дела, в том числе и высшие суды).

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия ВС РФ могут выступать в качестве судов первой инстанции в рамках их компетенции, определенной федеральным законом, и второй, кассационной, инстанции, а также осуществляют надзор за деятельностью нижестоящих федеральных судов общей юрисдикции. Из уголовных дел Верховному суду в лице его коллегий подсудны, например, дела, заведенные на членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, судей федерального суда; из гражданских — дела о признании ненормативными актов Президента РФ, Федерального Собрания, правительства, федеральных министерств и ведомств, способные ущемить права и свободы граждан. Будучи вышестоящей инстанцией для верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, Верховный суд РФ рассматривает в кассационном порядке жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и решения указанных нижестоящих судов. ВС РФ вправе оставить приговор в силе, отменить его, отправив дело на новое расследование или новое судебное разбирательство, изменить приговор и пр. В порядке судебного надзора он может пересмотреть вступившие в законную силу приговоры любых судов РФ, если к нему поступят соответствующие ходатайства правомочных на то лиц (осужденных, адвокатов, потерпевших, прокуроров и др.).

Второй, нижестоящей, ступенью судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Они выполняют в пределах своей компетенции обязанности, схожие с функцией ВС РФ, т. е. рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора иповновь открывшимся обстоятельствам, выступая в роли вышестоящих органов по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Более упрощенная организационная структура судов среднего звена в главных чертах повторяет структуру ВС РФ. Она включает президиум суда (в чье ведение входят: рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, организационные вопросы, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и др.) идве судебные коллегии — по гражданским и уголовным делам (рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам).

Третью ступень занимают районные суды. Именно они рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел, административных правонарушений по принципу определенной административно-территориальной принадлежности (за исключением дел, относящихся к компетенции вышестоящих судов общей юрисдикции, мировых судей и военных судов) и в большинстве случаев выступают в качестве судов первой инстанции. Но по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, они являются вышестоящей судебной инстанцией, обладающей кассационными полномочиями.

C 1 июля 2002 года полномочия судьи районного суда существенно расширились: судья теперь имеет право выносить решения на постановления прокурора, следователя и дознавателя по ходатайствам о заключении под стражу и продлении срока предварительного заключения до 12 месяцев, единолично рассматривать уголовные дела, подсудные районному суду.

Дееспособность районного суда обеспечивает его аппарат, состоящий из помощников судей, консультантов и специалистов, секретарей суда, секретарей судебных заседаний, сотрудников канцелярии и архива. Общее организационное руководство возложено на председателя, который по своему усмотрению распределяет обязанности между судьями и дела для судопроизводства. Обеспечение порядка в залах заседания суда, безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей, охрана зданий суда входят в обязанности судебного пристава.

С существенными оговорками к низшему звену судебной системы РФ следует отнести мировых судей. Институт мировых судей получил окончательное законодательное оформление 17 декабря 1998 года. Согласно ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» они относятся к судам общей юрисдикции, систему которых возглавляет ВС РФ. Отправляя правосудие, они обязаны руководствоваться федеральными законами, а свои решения выносят именем Российской Федерации. Вместе с тем мировые суды не являются судами федеральными. Это суды субъектов Федерации, и их финансирование должно осуществляться частично из средств федерального бюджета, а частично — из средств бюджетов субъектов Федерации. Компетенция, порядок образования и деятельность мировых судей регулируются федеральным законом. По закону о мировых судьях общее количество судей и судебных участков, в которых они работают, определяется из расчета численности населения от 15 до 30 тысяч человек на одном участке. В административно-территориальных образованиях численностью менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. В частности, в Москве предусмотрено создание 384 участков, в Московской области — 292 участков, в Санкт-Петербурге — 211 участков.

Компетенция мировых судей определена довольно широко. Так, их рассмотрению подлежат гражданские, административные и уголовные дела наименьшей сложности. В частности, относительно уголовных дел следует заметить, что это дела о наиболее распространенных преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, которые перечислены в перечне в ч. 1 ст.31 УПК РФ (это более ста составов, или 70 процентов от общего числа уголовных дел). Кроме того, в компетенцию мировых судей входят бракоразводные дела при отсутствии споров о детях, дела о выдаче судебного приказа, о разделе совместно нажитого имущества между супругами, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей500МРОТ, дела по трудовым отношениям, за исключением дел о восстановлении на работе и проч.

В судебной системе РФ несколько обособленное место занимают военные суды (до очередного изменения и дополнения Конституции РФ от 21 апреля 1992 года именовались «военными трибуналами»). В отличие от остальных федеральных судов общей юрисдикции (к которым они также принадлежат), их судебная компетенция ограничена рамками Вооруженных сил РФ. Кроме того, они не обладают полномочиями конституционного контроля и прерогативой разъяснений законодательства. Военных судей выделяет статус военнослужащих-контрактников.

Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливают самостоятельность и независимость военных судов, подчиненность одному закону. В принятом 23 июня 1999 года ФКЗ «О военных судах РФ» в основу их организации положен территориальный принцип, обеспечивающий военным судам, по мысли законодателей, больше независимости от командования. (Действовавший прежде экстерриториальный принцип обусловливал полное иерархическое соответствие армейских судебных инстанций органам военного управления: дивизия — армия — военный округ (флот) — Министерство обороны.)

Законодательно закрепленная структура военных судов состоит из трех звеньев.

К низовому звену относятся гарнизонные суды (а также суды объединений и соединений, которые могут создаваться по месту их нахождения в случае дислокации военных формирований). Им подсудны гражданские, административные иуголовные дела в пределах установленной компетенции (например, уголовные дела только в отношении лиц, имеющих воинское звание не выше подполковника или капитана 2-го ранга), которые рассматриваются в первой инстанции.

Среднее звено представлено окружными (флотскими) судами (а также судами групп войск или флотов, создаваемых во время дислокаций). Они призваны исполнять функции всех судебных инстанций: первой, второй (кассационной), а также проверять законность и обоснованность приговоров в порядке надзора. В качестве суда первой инстанции их ведению подлежат уголовные дела, возбужденные против офицеров в звании не выше полковника или капитана 1-го ранга либо занимающих соответствующие этим званиям должности.

Высшим звеном выступает Верховный суд РФ, имеющий в своем составе Военную коллегию, также уполномоченную осуществлять функции всех судебных инстанций. В первой инстанции она рассматривает уголовные дела особой важности. К уровню ее компетенции отнесены и уголовные дела в отношении представителей высшего командного состава в звании не ниже генерала (адмирала) или занимающих должности не ниже командира соединения. Одновременно рассматриваются гражданские иски о возмещении ущерба, понесенного вследствие преступления. В роли второй (кассационной) инстанции Военная коллегия принимает к рассмотрению не вступившие в законную силу приговоры и судебные решения окружных (флотских) судов, а в качестве надзорной инстанции осуществляет проверку законности приговоров и решений всех военных судов.

В единую судебную систему РФ входит и сеть арбитражных судов. Они созданы прежде всего для разрешения экономических споров, возникающих в результате предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, и тем самым ограничены рамками гражданского и административного судопроизводства.

Трехзвенная система арбитражных судов имеет свою специфику. Первым или низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов РФ, средним —федеральные арбитражные суды округов, верхним — Высший арбитражный суд РФ, полностью независимый в принятии решений, поскольку компетенция Верховного суда РФ на арбитражные суды не распространяется.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в первой и апелляционной инстанциях, причем в первой инстанции — судьей единолично (кроме оговоренных законом случаев, когда требуется коллективное решение трех судей), а в апелляционной — коллегиально в составе трех судей. В будущем намечается создание самостоятельного апелляционного арбитражного суда, независимого от суда субъекта РФ. К настоящему времени арбитражные суды в силу отсутствия дел, относящихся к их юрисдикции, образованы не во всех 89 субъектах РФ.

Окружные федеральные арбитражные суды обладают полномочиями только апелляционной инстанции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В настоящее время действуют 10 федеральных окружных арбитражных судов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов. В составе каждого из них имеются судебные коллегии для рассмотрения споров по гражданским и административным делам и президиум, ведающий организационной работой.

Возглавляет систему арбитража Высший арбитражный суд РФ. Его прерогатива — оценка правомочности нормативных и ненормативных актов Президента РФ, федерального правительства, центральных органов исполнительной власти, Совета Федерации, Государственной думы, имеющих отношение к предпринимательской и иной экономической деятельности; разрешение экономических споров между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ; пересмотр в порядке надзора уже вступивших в законную силу судебных решений (этим исключительным правом, которого нет у судебных органов общей юрисдикции, наделен Президиум Высшего арбитражного суда, являющийся высшей судебной инстанцией по конкретным делам). С целью рассмотрения гражданских и административных дел впервой инстанции функционируют две соответствующие коллегии, причем процедурой предусмотрено участие в составе коллегий трех судей.

Само арбитражное разбирательство любого уровня имеет существенные особенности. Оно во многом ориентировано на досудебное урегулирование экономических споров всеми средствами, не противоречащими закону, включая третейский суд. Принятый в 2002 году Арбитражный процессуальный кодекс РФ специально выделяет данное направление деятельности, особое внимание уделяя мировому соглашению как одному из наиболее действенных средств примирения сторон.

Существенной отличительной чертой арбитражного судопроизводства является участие в нем непрофессиональных судей, состоящих из лиц, обладающих специальными знаниями и опытом в определенной сфере предпринимательской деятельности. Обе участвующие в процессе стороны вольны в выборе кандидатуры арбитражного заседателя из предлагаемого им списка, утверждаемого Высшим арбитражным судом РФ непосредственно для каждой подведомственной ему судебной инстанции.

[1] Маршунов М. Н. Комментарии к законодательству о судоустройстве Российской Федерации. М.;СПб., 1998. С. 179.

Судебная власть В РФ: понятие, принципы, формы осуществления.

Понятие судебной власти. Конституция, опираясь на принцип разделения властей, наряду с законодательной и исполнительной властью, выделяет также судебную власть.

Судебная власть — это особый вид гос. власти, связанный с отправлением правосудия.

Принципы судебной власти — это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права (прежде всего, конституционного права) на

базируется и функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение судебной власти.

В Конституции сформулированы след. принципы:

1) Правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118).

2) Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).

3) Судьи (и суды) независимы и подчиняются только Конституции, и ФЗ (ст. 120).

4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом заседании — в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 123).

5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ (123).

6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123).

7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 123).

8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ.

Формы осуществления судебной власти. Судебная власть осущ. посредством Конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства.

Одной из разновидностей государственной власти является судеб­ная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие являет­ся видом государственной деятельности, направленной на рассмотре­ние и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Право­судие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том,то оно осуществляется от имени государства, специальными госу­дарственными органами — судами, посредством рассмотрения в су­дебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установ­ленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на демократиче­ских принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7).

Одним из важнейших принципов правосудия в Российской Феде­рации является осуществление правосудия только судом (ст. 118 Кон­ституции РФ). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом — важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое выражение и в установле­нии в Конституции Российской Федерации (ст. 118) рамок осуществ­ления судебной власти, реализующей посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая уста­навливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полно­мочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имею­щие высшее юридическое образование и стаж работы по. юридиче­ской профессии не менее пяти лет.

Согласно Конституции (ст. 120) судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Принцип подчинения судей только Конституции и закону нераз­рывно связан с предусмотренным Конституцией Российской Феде­рации (ст. 120) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.

В Конституции Российской Федерации (ст. 122) указывается, чтосудьи неприкосновенны.

Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах явля­ется открытым, заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизвод­ство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три «ветви»:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конститу­ции Российской Федерации:

а) федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Со­вета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик; уставов, законов субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъек­тами РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами госу­дарственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный суд решает исключительно вопросы права.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат вве­дению в действие и применению.

Верховны^ суд Российской Федерации является высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предус­мотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судеб­ной практики. К компетенции Верховного суда отнесено рассмотре­ние дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший ар­битражный суд РФ и соответствующие арбитражные суды. Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разреше­нию экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитраж­ными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным зако­ном процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУДЕБНЫЙ ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ. РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд РФ является судебным орга­ном конституционного контроля.

Функции (основные направления деятельности)Кон­ституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ).

Разрешение дел о соответствии Конституции РФфеде­ральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, а также за­конов и иных нормативных актов субъектов РФ, из­данных по вопросам исключительного ведения РФ и вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешение споров о компетенциимежду органами го­сударственной власти (органы власти РФ между со­бой, РФ и субъектов РФ, субъектов РФ между собой).

3. Проверка конституционности закона,примененного либо подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и сво­бод граждан и по запросам судов.

4. Официальное толкование Конституции РФ(только по запросам Президента РФ, палат Федерального Собра­ния РФ, Правительства РФ, законодательных (пред­ставительных) органов государственной власти субъ­ектов РФ).

5. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФв государствен­ной измене либо совершении иного тяжкого преступ­ления (только по запросу Совета Федерации).

6. Реализация права законодательной инициативы (повопросам ведения Конституционного Суда РФ) — ст. 104 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из19 судей (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ). Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должностьСоветом Федерации по представлению Президента РФ, приводятся к присяге Председателем Совета Федерации. Судьи делятся на 2 палаты(10 и 9 судей, Председатель и заместитель Пред­седателя — в разных палатах), персональный состав палат определяется жеребьевкой (ст. 20 Федерального консти­туционного закона «О Конституционном Суде РФ»).

Из своего состава на пленарном заседании Конститу­ционного Суда РФ судьи Конституционного Суда РФ вы­бираютПредседателя Конституционного Суда РФ, его заместителя, а также судью-секретаря. Ряд вопросов (в частности, разрешение дел о соответствии Конститу­ции РФ конституций (уставов) субъектов РФ, официаль­ное толкование Конституции РФ, решение вопроса о вы­ступлении с законодательной инициативой) решаются только на пленарном заседании Конституционного Суда РФ. Остальные вопросы могут быть рассмотрены за засе­дании палаты Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ финансируется на основа­нии отдельной статьи федерального бюджета, сам зани­мается своим организационно-техническим и иным обес­печением.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 163 ; Нарушение авторских прав