Запреты связанные с гражданской службой курсовая

Автор: | 13.01.2019

Запреты, связанные с государственной службой

Статья 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»: запреты, связанные с государственной службой. Требования к госслужащему, обязывающие воздерживаться от совершения определенных действий под угрозой применения мер юридической ответственности.

Подобные документы

Права и обязанности гражданского служащего. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Требования к служебному поведению гражданского служащего. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

курсовая работа, добавлен 08.04.2011

Принципы построения и функционирования системы гражданской государственной службы. Законодательство РФ о государственной гражданской службе. Должности гражданской службы и их классификация, должностной регламент. Управление государственной службой.

курсовая работа, добавлен 23.03.2008

Понятие и сущность ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы. Признание гражданина недееспособным. Нарушение запретов, которое влечет проведение служебного расследования по инициативе вышестоящего руководителя.

курсовая работа, добавлен 01.09.2015

Права и обязанности гражданского служащего. Действия служащего в случае получения от соответствующего руководителя неправомерного поручения. Запреты, связанные с гражданской службой. Запрещение дискриминации в сфере труда согласно Трудовому Кодексу РФ.

курсовая работа, добавлен 12.01.2012

История развития государственной службы в России. Особенности и необходимость реформирования государственной гражданской службы в Российской Федерации, классификация государственных должностей. Права, обязанности и запреты государственного служащего.

курсовая работа, добавлен 26.02.2011

Патримониальный характер государственной службы в Московском государстве, развитие законодательства о государственной службе. Правовое положение государственных служащих в советский период. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ».

курсовая работа, добавлен 12.03.2010

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции. Обязанность предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Перечень необходимых документов при увольнении сотрудника органа внутренних дел.

контрольная работа, добавлен 02.04.2012

Концептуальные основы управления государственной службой в условиях продолжающегося реформирования. Общие принципы управления административной властью в Российской Федерации. Социальное управление, включающее обязательные субъектно-объектные отношения.

реферат, добавлен 25.10.2015

Понятие и виды государственной службы и служащих, должности госслужбы, категории и группы должностей. Обязанности, ограничения, запреты, налагаемые на гражданских служащих. Аттестация служащих, чины и конфликт интересов на государственной службе.

контрольная работа, добавлен 28.09.2012

Общая характеристика и нормативно-правовые основы государственной службы. Основные черты и признаки государственной гражданской службы. Проблемы реализации законодательства о гражданской службе. Структура и состав административного правонарушения.

контрольная работа, добавлен 18.11.2010

Курсовая Ограничения и запреты, связанные с должностью государственного гражданского служащего

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 49

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой

1.1. Историческая эволюция административных запретов, связанных с государственной гражданской службой

1.2. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих: запреты на службе

1.3. Проблемы правовых ограничений на государственной гражданской службе

Глава 2. Практические проблемы реализации правоотношений, связанных с ограничениями и запретами на государственной гражданской службе

2.1. Административная и уголовная ответственность государственных гражданских служащих за несоблюдение запретов и ограничений по службе: коллизии правового регулирования

2.2. Характеристика дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе

2.3. Судебная практика по вопросу несоблюдения ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой

Глава 3. Пути совершенствования законодательного обеспечения института государственной гражданской службы, связанной с ограничениями и запретами

Актуальность исследования. В условиях продолжающейся в стране реформы государственного управления проблема ограничения прав государственных служащих приобретает высокую актуальность, так как одной из основных ее задач признается создание органами государственной власти оптимальных условий для реализации прав и свобод граждан. В связи с этим возникает необходимость в четком нормативном закреплении ограничений и запретов, от которых во многом зависит эффективность профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов, законность принятия решений и гарантированность соблюдения прав человека гражданскими служащими.

Конституция России 1993 г. провозгласила права и свободы человека высшей ценностью. Обязанность же (одна из целей) государства – соблюдать и защищать их от любых посягательств, в том числе и со своей стороны (ст. 2).

Как справедливо отмечает А.В. Малько, «политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождения в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попиранию прав человека. Правовые ограничения необходимы именно для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь препятствия, вредные возмущающие факторы, необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан» [1] .

Итак, необходимость установления таких правовых рамок злоупотреблениям со стороны государственной власти проявляется в том, что в основе деятельности государственных органов должен находиться закон, а не субъективное проявление воли государственного служащего, ведущее к нарушению прав и свобод граждан.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Поэтому, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (ограничения), но строго обусловленные мерами обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов [2] .

Целью настоящей курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области закрепления ограничений и запретов, связанных с должностью государственного гражданского служащего, а также развитие аналитических навыков, овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.

Задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):

  • Осветить историческую эволюцию административных запретов, связанных с государственной гражданской службой;
  • Отметить антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих и запреты на службе;
  • Проанализировать проблемы правовых ограничений на государственной гражданской службе;
  • Исследовать коллизии правового регулирования административной и уголовной ответственности государственных гражданских служащих за несоблюдение запретов и ограничений по службе;
  • Дать характеристику дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе;
  • Ознакомиться с судебной практикой по вопросу несоблюдения ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой;
  • Рассмотреть пути совершенствования законодательного обеспечения института государственной гражданской службы, связанной с ограничениями и запретами.

Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных процессуалистов, историков, юристов.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики.

Объект исследования – общественные отношения в области правового регулирования ограничений и запретов, связанных с должностью государственного гражданского служащего.

Предмет исследования – законодательство, регулирующее особенности правового регулирования ограничений и запретов, связанных с должностью государственного гражданского служащего.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.

Нормативные правовые акты

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
  3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  4. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации». Утратил силу. // СПС КонсультантПлюс.
  5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (ред. от 13.07.2012) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // СПС КонсультантПлюс.
  6. Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» (в ред. от 30.09.2012) // СЗ РФ. 1998. № 47. Ст. 5742.

Судебная практика

  1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 44. Ст. 4358.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.

Литература

  1. Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права // Правоведение. – 1973. – № 5.
  2. Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины в XVI — XX вв. (криминологическое исследование): Дис. . канд. юрид. наук. – М., 2001.
  3. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. – М., 1986.
  4. Братко А.Г. Запреты в советском праве. – Саратов, 1979.
  5. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М.: Юридическая литература, 1976.
  6. Ватель А.Ю. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 10.
  7. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Органы управления. – СПб., 1997.
  8. Грабовский И.А., Лиликова О.С. Дисциплинарная ответственность на государственной гражданской службе // Юрист. – 2013. – № 17.
  9. Гренендейк К. Применение права Европейского сообщества в странах ЕС: на примере допуска к государственной службе // Вестник Московского университета. – Серия 11. Право. – 2006. – № 2.
  10. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. – М., 2003.
  11. Ермилин И. Законодательство Канады: что такое «конфликт интересов»? // Советская юстиция. – 1990. – № 23.
  12. Ермилин И. На пороге рынка (государственная служба и коррупция) // Советская юстиция. – 1990. – № 17.
  13. Всего 43 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

Запреты и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы.

Понятие и сущность ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы. Признание гражданина недееспособным. Нарушение запретов, которое влечет проведение служебного расследования по инициативе вышестоящего руководителя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

глава 1.Общие положения о государственной гражданской службе в РФ

1.1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

1.2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

глава 2. Ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

2.1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

2.2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

2.1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

2.2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба как вид государственной службы представляет собой сложный механизм, включающий в себя множество элементов.

Пожалуй, одним из важнейших элементов является сам государсвтенный гражданский служащий, его права и обязанности. Надлежащее исполнение им требований закона не только положительно сказывается на деятельности конкретного органа власти, но и на обществе в целом. Так, важным, с точки зрения осуществления государственной гражданской службы, является соблюдение не только прав и обязанностей государственного гражданского служащего, но ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Запреты и ограничения, представляют собой своеобразные меры противодействия коррупции и злоупотреблениям государственными служащими своими полномочиями.

В этой связи важным является определение сущности, как запретов, так и ограничений, понимание их структуры и последствий их несоблюдения. В этом и заключается актуальность рассматриваемого вопроса.

Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания: диалектический, сравнительного правоведения, формально-юридический и др.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов: А.В. Гусева, Т.Г. Полыниной, Х.А. Валеева, А.Ф. Ноздрачева, Ю.М. Кулаковой и др.

Нормативную и практическую базу исследования составляет действующее законодательство РФ в области регулирования государственной гражданской службы.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере осуществления государственной гражданской службы.

Предмет настоящей курсовой работы следует определить как — запреты и ограничения в системе государственной гражданской службы.

Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение системы запретов и ограничений при прохождении государственной гражданской службы.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

— определить понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции;

— рассмотреть принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации;

— определить понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

— проанализировать систему ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

— рассмотреть понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

— исследовать систему запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Цели и задачи настоящей курсовой работы определили ее структура, которая включает в себя введение, три главы, деленные на два параграфа, заключение и список используемых источников.

глава 1.Общие положения о государственной гражданской службе в РФ

1.1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

Федеральный закон «О системе государственной службы» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ определяет государственную гражданскую службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации направленную на обеспечение исполнения полномочий Российской федерации, ее субъектов и т.п. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г., 1 декабря 2007 г., 28 декабря 2010 г., 6 декабря 2011 г., 7 мая, 2 июля 2013 г. // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://base.garant.ru/185886/1/#block_100#ixzz3bjroJwcr

Основные положения о государственной гражданской службе, в том числе и легальное ее определение, закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27.07.2004 года.

Так согласно п.1 ст. 3 вышеуказанного Закона под государственной гражданской службой понимается один из видов государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (27 июля 2004 г.) // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173310/

Анализ указанных определений показывает, что они имеют схожие формулировки и понимают государственную гражданскую службу в едином ключе.

В правовой науке также имеются несколько точек зрения на определение государственной гражданской службы.

Так, А.В. Гусев, полагает, что под государственной гражданской службой в соответствии с административно-правовым подходом следует понимать как публично-правовой институт, а в соответствии с «трудоправовым подходом» — разновидность служебной трудовой деятельности особой категории наемных работников. Автор придерживается мнения, что при определении понятия государственной гражданской службы следует исходить из комплексного, межотраслевого понимания государственной гражданской службы. Гусев А.В.. Российская государственная гражданская служба: Проблемы правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. -Екатеринбург,2009. -47 с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1346494

Представляется, что следует согласиться с таким мнением, тем более, что оно не входит в противоречие в вышеуказанными легальными определениями государственной гражданской службы.

Т.Г. Полынина полагает, что следует определять государственную гражданскую службу как часть государственной деятельности, имеющей профессиональный характер и направленной на обеспечение реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов, которые носят государственно-властный характер; и осуществляемой лицами, замещающими должности государственной службы, учреждаемые в государственных органах Федерации и ее субъектов. Полынина Т.Г. Государственная гражданская служба как предмет ведения субъектов Российской Федерации: административно-правовой аспект. Автореферат дис. к.ю.н., — Саратов, — 2009. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-kak-predmet-vedeniya-subektov-rossiiskoi-federatsii-a#ixzz3bjyJumaT

Правовая природа и сущность государственной гражданской службы определяется сущностью государства, поскольку указанный вид государственной службы отражает функции, задачи, основные черты государства и призван обеспечивать их осуществление на практике.

Х.А. Валеев полагает, что сущность государственной гражданской службы связана с осуществлением целей и функций государства на практике, с государственным управлением и определяется характером государственной власти. Осуществляется она государственными гражданскими служащими на должностях государственной гражданской службы в государственных органах различных ветвей власти. Валеев Х.А. Государственная гражданская служба как институт российского права. Автореферат дис. к.ю.н., — Москва, — 2006 // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-kak-institut-rossiiskogo-prava#ixzz3bk0dpsNV

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, к которым в частности относят:

— правоприменительную функцию, выражающуюся в реальном применении Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

— правотворческую, выражающуюся в разработке и принятии нормативных актов

— правозащитную, выражающуюся в обеспечении прав и свобод граждан;

— регулирующую, выражающуюся в разработке и реализации государственной политики во всех областях жизни общества.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий.

1.2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

Принцип является основным и исходном положением, распространяющимся, прямо или опосредованно, на все соответствующие реалии.

Применительно к государственной гражданской службе принципы, установленные в законе, являются основополагающими для иных актов, которые относятся к предмету регулирования гражданской службы.

В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной гражданской службе» к таким принципам отнесены:

— принцип приоритета т прав и свобод человека и гражданина;

— принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

— принцип, устанавливающий равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от физических и социальных характеристик;

— принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих;

— принцип стабильности гражданской службы;

— принцип доступности информации о гражданской службе;

— принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

— принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (27 июля 2004 г.) // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173310/

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, имеет в своей основе ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает «высшую ценность» и обязанность государства по соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина.

Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ является следствием первого и устанавливает требования к общим правилам деятельности государственных служащих.

Частью 4 ст. 32 Конституции РФ установлено право граждан РФ на равный доступ к гражданской службе. Третий принцип государственной гражданской службы является следствием указанного конституционного положения.

Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих возлагает на гражданских служащих и претендентов на замещение должности государственной гражданской службы обязанность иметь профессиональное образование, которое соответствует его должностным полномочиям и стремится к повышению профессионализма и компетентности.

Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности, что, естественно, включает в себя и стремление к безупречному выполнению должностных обязанностей, требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом. Кирилин А.В., Нечаева Т.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://kommentarii.org/gragd_slugb/page6.html

Стабильность гражданской службы гарантирует стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого конкретного гражданского служащего.

Принцип доступности информации о гражданской службе является частным проявлением конституционной нормы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций.

Принципом гражданской службы определена защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что означает: гражданский служащий выполняет исключительно правомерные поручения своих руководителей (непосредственных и вышестоящих).

Таким образом, следует придти к выводу, что принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

глава 2. Ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

2.1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Ограничение в государственной гражданской службе представляют собой определенные условия, при наличии которых претендент на замещение должности государственной гражданской службы не может быть назначен на должность государственной гражданской службы.

Представляется, что ограничения, следует рассматривать как меру, которая позволяет создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений. Такую позицию поддерживает Н.В. Вассерман, которая полагает, что ограничения представляют собой антикоррупционную меру в сфере государственной гражданской службы. Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии, № 2, — 2009, с. 116

Следует обратить внимание, что законодателем не введено легальное определение ограничений на государственной гражданской службы, а лишь установлен их исчерпывающий перечень.

Анализ научных трудов авторов по указанной теме, позволяет придти к вводу, что иногда в научных кругах встречает употребление термина «правоограничения», под которыми понимаются, обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами правила, условия, которые ставят государственного служащего в определенные юридические рамки. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.

Следует согласиться с мнением Ю.М. Кулаковой, которая полагает, что правовые ограничения имеют своей целью воздействовать на государственных гражданских служащих в целях согласования интересов, стимулирования их социально полезного поведения, сдерживания негативных проявлений.

При этом объясняя исчерпывающий перечень ограничений, автор указывает, что их неполное, нечеткое установление или ликвидация может стать оправдание противоправного поведения государственных гражданских служащих. Кулакова Ю.М. Административно-правовое регулирование ограничений прав государственных гражданских служащих Российской Федерации. Автореферат дис. к.ю.н., — М, — 2008 // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.dissercat.com/content/administrativno-pravovoe-regulirovanie-ogranichenii-prav-gosudarstvennykh-grazhdanskikh-sluz#ixzz3bkJi3RXx

Ограничения, как правовое явление выполняет ряд функции. Так, Ю.М. Кулакова выделяет следующие функции ограничений:

— охраны и защиты интересов государства и общества;

— контролирующую, выражающуюся в удержании государственных гражданских служащих от совершения действий, нарушающих государственные интересы;

— коммуникативную, выражающуюся в сообщениях для государственного гражданского служащего о возможностях выбора вариантов поведения в рамках права;

— воспитательную, т.е. формирование правосознания государственного гражданского служащего;

— мотивационную. Там же

Анализ указанных функций позволяет придти к выводу, что ограничения играют важную роль в системе государственной гражданской службы

Таким образом, следует придти к выводу, что под ограничениями при прохождении государственной гражданской службе понимается исчерпывающий перечень условий, наличие которых делает невозможным прохождение государственной гражданской службы. При этом ограничения следует считать мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

2.2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ.

Так указанный Закон устанавливает невозможность принятия гражданина на гражданскую службу и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае:

— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

В силу положений ст. 21 ГК РФ под дееспособность гражданина понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Признание гражданина недееспособным, возможно в случае, если он страдает психическим заболевание и не может понимать значение своих действий и руководить ими.

В случае, когда гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами в связи с чем, ставит свою семью в тяжелое материальное положение, он по решению суда может быть признан ограничено дееспособным.

— осуждения его к наказанию, который исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

Лицо, которое осуждено за совершение преступления, признается судимым со дня вступления в законную силу обвинительного приговора и до момента погашения судимости или ее снятия. В случае, когда лицо освобождено от наказания, оно считается несудимым.

Судимость по своей природе является ограничением правового положения гражданина, вызванного фактом его осуждения по приговору суда.

— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, в случае исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

В некоторых случаях исполнение должностных обязанностей связано с использованием сведений, которые составляют государственную тайну, без такого допуска прохождение гражданской службы не возможно, вследствие чего, если гражданин отказывается от прохождения процедуры допуска, он не может занимать соответствующую должность.

— наличия заболевания, которое препятствует поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

Так при поступлении на государственную гражданскую службу кандидат на должность обязан представить заключения медицинской комиссии, утвержденное Правительством РФ, в котором указывается, что гражданин по медицинским показания может проходить государственную гражданскую службу. Не предоставление такого заключение, равно как заключение о наличии установленного перечнем заболевания, является основание для отказа в поступлении на государственную гражданскую службу.

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим. При этом ограничение действует лишь тогда, когда замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Таким образом, такое ограничение направлено на препятствие «кумовства» в системе государственной гражданской службы.

— выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

— наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

Указанные ограничения основываются на том, что должность государственной гражданской службы может занимать только гражданин РФ, иностранные граждане, а равно лица без гражданства не могут проходить службу в государственных органах Российской Федерации.

— представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

Установление такого ограничения, связано в тем, что решение о принятии гражданина на государственную гражданскую службу должно быть принято на основании объективных данных, которые не могли быть получены из подложных документов или заведомо ложных сведений.

— непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу.

Ежегодно до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом государственный гражданский служащий обязан предоставить сведения о доходах, а с текущего года и о расходах (в случае приобретения какого либо имущества), а также источниках получения средств, в случае приобретения имущества не только в отношении себя, но и в отношении супруга (супруги) и детей.

— утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

— признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Кроме того законодателем установлено, что могут существовать и иные ограничения, которые не указаны в пункте ст. 6 Закона.

Таким образом, следует отметить, что законодательство Российской Федерации в области установления ограничений прохождения государственной гражданской службы устанавливает перечень ограничений, наличие который препятствует прохождению и поступлению на государственную гражданскую службу граждан РФ.

глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

3.1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Как уже отмечало выше в правовой науке и практике отсутствует четкое определение ограничений и запретов.

Однако, исходя из сути законодательно установленных запретов, можно придти к выводу, что запреты в отличии от ограничений, подразумевают, что гражданский служащий в связи с прохождением гражданской службы не вправе осуществлять указанные в Федеральном законе действия. В случае же их совершения к гражданскому служащему применяются соответствующие меры ответственности. Кирилин А.В., Нечаева Т.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://kommentarii.org/gragd_slugb/page21.html

Запреты устанавливают обязанности гражданского служащего по воздержанию от совершения действий.

Основными назначениями установленных запретов является:

— обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;

— установление препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих;

— создание условий для независимости служебной деятельности;

— гарантия осуществления государственными служащими гражданских прав. Комментарий к Федеральной закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации. Под редакцией А.Ф. Ноздрачева //[Электронный ресурс] Режим доступа https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCMQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww.zakupkikurs.narod.ru%2Fgmu%2Fbiblio%2Fnpd01.doc&ei=cnBrVbaQIcyesgGoloLwDQ&usg=AFQjCNHbslBGFhJCIPTAwI7UEBglCIAHeA&bvm=bv.94455598,d.bGg

Следует отметить, что характер запретов является абсолютным и не связан непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. В случае нарушения запретов, указанное нарушение рассматривается как отягчающее ответственность государственного служащего обстоятельство.

Установленные запреты можно рассматривать в двух основных аспектах:

— несовместимости должности гражданского служащего с другими видами деятельности;

— обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона за несоблюдение аппретов обоих видов предусматривается последствие в виде прекращения государственно-служебных отношений.

Таким образом, запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

3.2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

В соответствии со ст. 17 Закона «О государственной гражданской службе РФ» гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается:

замещать должность гражданской службы в случае если он:

— избран или назначен на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

— избран на выборную должность в органе местного самоуправления;

— избран на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

Анализ указанный положений позволяет придти к выводу, что государственный гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа РФ или субъекта, органа местного самоуправления. Указанное положение соответствует ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, в соответствии с которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе или заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

В случае избрания государственного гражданского служащего в указанных органы ему надлежит приостановить свою службу на период действия полномочий по избранной должности. Комментарий к Федеральной закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации. Под редакцией А.Ф. Ноздрачева //[Электронный ресурс] Режим доступа https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCMQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww.zakupkikurs.narod.ru%2Fgmu%2Fbiblio%2Fnpd01.doc&ei=cnBrVbaQIcyesgGoloLwDQ&usg=AFQjCNHbslBGFhJCIPTAwI7UE BglCIAHeA&bvm=bv.94455598,d.bGg

После окончания указанного срока они обладают правом продолжить гражданскую службу или уволиться с нее.

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, либо участвует в управлении хозяйствующим субъектом. При этом законодателем установлено, что государственный гражданский служащий может участвовать в управлении жилищным, жилищно-строительным, гаражным кооперативом, садоводческим, огородническим, дачным потребительским кооперативом, товариществом собственников недвижимости и профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке.

— приобретать в случаях, которые установлены федеральным законом, ценные бумаги, по которым возможно получение дохода;

— выполнять роль поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, а также государственном органе, находящемся в подчинении органа, в котором он проходит службу;

— получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. При этом если подарки получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, они признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передачи гражданским служащим по акту в государственный орган. При этом законодатель сохраняет за гражданским служащим право на выкуп такого подарка.

— в связи с исполнением должностных обязанностей выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет средств юридических и физических лиц, за исключением служебных командировок, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

— использовать средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, а также передавать их другим лицам;

— разглашать или использовать сведения в целях, не связанных с гражданской службой

— допускать если это не входит в его должностные обязанности в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации. При этом речь идет об органах, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы;

— без письменного разрешения представителя нанимателя принимать награды, специальные и почетные звания от международных организаций, иностранных государств, политических партий, других религиозных и общественных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. В данном случае также имеются исключения касающиеся получения научных званий. В отношении таких званий запретов законом не установлено.

— использовать для предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума преимущества должностного положения;

— использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

— создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

— прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

— заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Нарушение запретов статьи 17 Закона следует квалифицировать как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей гражданским служащим. Такие нарушения влекут за собой применение мер ответственности, установленных ст. ст. 57, 68 Закона и иными нормативно-правовыми актами.

Нарушение запретов влечет проведение служебного расследования по инициативе непосредственного или вышестоящего руководителя по обстоятельствам нарушения гражданскими служащими правил поведения.

Ограничения, обязательства и правила, установленные ст. 17 Закона и иными нормативными правовыми актами, подлежат включению в:

1) положение о служебном распорядке государственного органа (см. комментарий к ст. 56);

2) должностной регламент (см. комментарий к ст. 47 Закона);

3) служебный контракт гражданского служащего (ст. 24).

Соблюдение ограничений и выполнение обязанностей гражданским служащим учитываются при:

— проведении конкурса (см. комментарий к ст. 22);

— проведении аттестации (см. комментарий к ст. 48);

— проведении квалификационного экзамена (см. комментарий к ст. 49);

— назначении на должность гражданской службы (см. комментарий к ст. 60). запрет ограничение государственный служба

Таким образом, имеется исчерпывающий перечень запретов, установленных для государственных гражданских служащий. Указанные запреты носят императивный характер, за их нарушением следует наступление соответствующий последствий.

В соответствии с поставленными целями и задачами можно придти к следующим выводам:

В соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий. К таким функциям относят: правоприменительную, правотворческую, правозащитную, регулирующую и организационную функции.

Принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

Прохождение государственной гражданской службы связано с наличием ограничений и запретов.

Ограничение в государственной гражданской службе представляют собой определенные условия, при наличии которых претендент на замещение должности государственной гражданской службы не может быть назначен на должность государственной гражданской службы.

Ограничения выступаю мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ и имеют достаточно исчерпывающих характер.

Запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

Исчерпывающий перечень запретов закреплен в ст. 17 вышеуказанного закона.

Таким образом, в настоящей работе систематизированы ограничения и запреты, связанные с прохождение государственной гражданской службой.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.constitution.ru/ (дата обращения 16.05.2015 года)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)/ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/

3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г., 1 декабря 2007 г., 28 декабря 2010 г., 6 декабря 2011 г., 7 мая, 2 июля 2013 г. // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://base.garant.ru/185886/1/#block_100#ixzz3bjroJwcr

4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (27 июля 2004 г.) // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173310/

5. Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии, № 2, — 2009, с. 116

6. Валеев Х.А. Государственная гражданская служба как институт российского права. Автореферат дис. к.ю.н., — Москва, — 2006 // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-kak-institut-rossiiskogo-prava#ixzz3bk0dpsNV

7. Гусев А.В.. Российская государственная гражданская служба: Проблемы правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. -Екатеринбург,2009. -47 с. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1346494

8. Полынина Т.Г. Государственная гражданская служба как предмет ведения субъектов Российской Федерации: административно-правовой аспект. Автореферат дис. к.ю.н., — Саратов, — 2009. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-kak-predmet-vedeniya-subektov-rossiiskoi-federatsii-a#ixzz3bjyJumaT

9. Кирилин А.В., Нечаева Т.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://kommentarii.org/gragd_slugb/page6.html

10. Кулакова Ю.М. Административно-правовое регулирование ограничений прав государственных гражданских служащих Российской Федерации. Автореферат дис. к.ю.н., — М, — 2008 // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.dissercat.com/content/administrativno-pravovoe-regulirovanie-ogranichenii-prav-gosudarstvennykh-grazhdanskikh-sluz#ixzz3bkJi3RXx

11. Комментарий к Федеральной закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации. Под редакцией А.Ф. Ноздрачева //[Электронный ресурс] — Режим доступа https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCMQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww

Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.