Закон украине о госслужбе

Автор: | 14.03.2019

Президент Украины подписал изменения в закон о государственной службе

Президент Украины Петр Порошенко подписал законопроект № 7126 «О внесении изменений в некоторые законы Украины об отдельных вопросах прохождения государственной службы».

Об этом свидетельствуют данные на сайте Верховной Рады.

Документ отменяет положения о конкурсном отборе председателей местных государственных администраций и руководителей центральных органов исполнительной власти, прописанные в законе «О государственной службе».

Согласно документу, конкурсы на должности глав местных госадминистраций будут отменены. Их будет назначать президент по представлению Кабмина.

Руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав правительства, а также их заместители назначаются и освобождаются от должности Кабмином.

Кроме того, главы местных госадминистраций, их первые заместители и заместители потеряют статус госслужащих.

Напомним, что назначение руководителей местных администраций на конкурсном основании было предусмотрено законом о государственной службе, который парламент принял в 2015 году в рамках выполнения обязательств перед ЕС в обмен на получение финансовой помощи в размере около 100 млн евро.

Напомним, ранее Президент Украины Петр Порошенко отреагировал на успешный запуск европейской ракеты-носителя Vega с украинским двигателем с космодрома во Французской Гвиане.

О государственной службе

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел II
Правовой статус государственных служащих

Раздел III
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ

Раздел IV
Поступления на государственную службу
Глава 1. Общие условия поступления на государственную службу

Глава 2. Порядок проведения конкурса на занятие вакантной должности государственной службы

Глава 3. Назначение на должность государственной службы

Раздел
V Служебная карьера

Раздел VI
ОПЛАТА ТРУДА, ПООЩРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Раздел VII
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ. ОТПУСКА

Раздел VIII
ДИСЦИПЛИНАРНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Глава 1. Служебная дисциплина

Глава 2. Основы дисциплинарной ответственности

Глава 3. Материальная ответственность государственных служащих

Раздел IX
ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Раздел X
ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ. ПАТРОНАТНОЙ СЛУЖБЫ

В Украине сегодня вступил в силу закон о госслужбе

Ранее Порошенко заявил, что данный закон нуждается в доработке

В Украине сегодня вступил в силу закон о государственной службе. Данный закон был обнародован в газете «Урядовый курьер» 3 февраля 2016 года.

Закон предусматривает следующие реформаторские новации: введение на все должности государственной службы будет происходить только по конкурсу на основе личных качеств и достижений кандидатов на должности, исключаются любые коррупционные механизмы при поступлении и прохождении государственной службы, государственная служба станет деполитизированной, устанавливается прозрачная модель оплаты труда, разработанная с учетом европейского опыта, вводится компетентностная модель управления человеческими ресурсами, оценка результатов работы государственных служащих, их карьерная мотивация, повышаются квалификационные требования.

Напомним, что 10 декабря Верховная Рада приняла закон о государственной службе. 31 декабря президент Украины Петр Порошенко подписал данный закон.

Верховная Рада утвердила изменения в закон о госслужбе

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины об отдельных вопросах прохождения государственной службы» Верховная Рада приняла в первом чтении и в целом после того, как из документа исключили пункт о политической деятельности.

Верховная Рада 9 ноября приняла за основу и в целом законопроект №7126 «О внесении изменений в некоторые законы Украины об отдельных вопросах прохождения государственной службы». Об этом сообщает корреспондент издания «ГОРДОН».

«Целью законопроекта является приведение отдельных положений законов Украины «О местных государственных администрациях», «О центральных органах исполнительной власти», «О Кабинете Министров Украины» и «О государственной службе» в соответствие со статьями 106, 116, 118 Конституции Украины», – говорится в пояснительной записке.

Члены комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления поддержали законопроект, за исключением нардепа от «Батьківщини» Алены Шкрум.

«Законопроект противоречит не только закону о госслужбе, но и требованиям о политической непредвзятости госслужащих и невозможности самой высокой категории госслужащих быть членами политпартий и руководить политпартиями на местах. Законом предусмотренно выведение из-под действия закона о госслужбе руководителей местных госадминистраций, их первых заместителей и заместителей. Они снова могут быть членами политпартий, могут вновь объединять законодательную и исполнительную власть. » – сказала Шкрум.

Л идер парламентской фракции Блока Петра Порошенко Артур Герасимов заявил, что законопроект «напрямую касается сферы нацбезопасности и обороны».

«Что касается пункта о политической деятельности, то мы можем исключить его из закона. С учетом этого, я просил бы Радикальную партию поддержать этот закон», – сказал политик.

После этого документ поставили на голосование за основу и в целом с учетом предложений профильного комитета. Законопроект поддержали 234 народных депутата.

Новый закон «О госслужбе» Верховная Рада приняла 10 декабря 2015 года . 18 декабря его подписал председатель парламента Владимир Гройсман , а 31 декабря – президент Петр Порошенко .

Принятие документа было одним из условий выполнения Киевом соглашения о финансировании контракта для Украины по развитию государства, подписанного 13 мая 2014 года в Брюсселе.

Законом предусматривается конкурсный порядок приема на госслужбу и определяется порядок его проведения. При этом вакантные должности, на которые не объявлен конкурс, подлежат сокращению. Среди требований к госслужащим – владение государственным языком и наличие соответствующего опыта работы.

4 сентября 2017 года в Украине должен начаться конкурс на должности в 10 реформируемых министерствах. ЕС планирует предоставить €100 млн на реформу госуправления в 2017–2020 годах.

Ожидается, что отобранные в результате конкурса специалисты, руководители групп и директоратов будут иметь заработную плату в размере 30–60 тыс. грн (уже с вычетом налогов). Всего планируется набрать около тысячи «специалистов по реформам».

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 10 декабря 2015 года №889-VIII

О государственной службе

(В редакции Законов Украины от 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 13.07.2017 г. №2136-VIII, 03.10.2017 г. №2147-VIII (см. сроки вступления в силу), 09.11.2017 г. №2190-VIII, 19.12.2017 г. №2249-VIII, 03.07.2018 г. №2475-VIII)

Этот Закон определяет принципы, правовые и организационные основы обеспечения общественной, профессиональной, политически беспристрастной, эффективной, ориентированной на граждан государственной службы, которая функционирует в интересах государства и общества, а также порядок реализации гражданами Украины права равного доступа к государственной службе, основанный на их личных качествах и достижениях.

Раздел I Общие положения


Статья 1. Государственная служба и государственный служащий

1. Государственная служба — это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства, в частности относительно:

1) анализа государственной политики на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях и подготовки предложений по ее формированию, в том числе разработка и проведение экспертизы проектов программ, концепций, стратегий, проектов законов и других нормативно-правовых актов, проектов международных договоров;

2) обеспечения реализации государственной политики, выполнения общегосударственных, отраслевых и региональных программ, исполнения законов и других нормативно-правовых актов;

3) обеспечения предоставления доступных и качественных административных услуг;

4) осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства;

5) управления государственными финансовыми ресурсами, имуществом и контроля за их использованием;

6) управления персоналом государственных органов;

7) реализации других полномочий государственного органа, определенных законодательством.

2. Государственный служащий — это гражданин Украины, который занимает должность государственной службы в органе государственной власти, другом государственном органе, его аппарате (секретариате) (далее — государственный орган), получает заработную плату за счет средств государственного бюджета и осуществляет установленные для этой должности полномочия, непосредственно связанные с выполнением задач и функций такого государственного органа, а также придерживается принципов государственной службы.

Статья 2. Основные понятия

1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении:

1) непосредственный руководитель — ближайший руководитель, которому прямо подчинен государственный служащий;

2) государственный язык — украинский язык, которому Конституцией Украины предоставлен статус языка официального общения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления при исполнении должностных обязанностей, а также языка делопроизводства и документации этих органов и должностных лиц;

3) руководитель государственной службы в государственном органе (далее — руководитель государственной службы) — должностное лицо, занимающее высокую должность государственной службы в государственном органе, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по вопросам государственной службы и организации работы других работников в этом органе;

4) должность государственной службы — определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа с установленными в соответствии с законодательством должностными обязанностями в пределах полномочий, определенных частью первой статьи 1 настоящего Закона;

5) профессиональная компетентность — способность лица в пределах определенных по должности полномочий применять специальные знания, умения и навыки, выявлять соответствующие моральные и деловые качества для надлежащего выполнения установленных заданий и обязанностей, обучения, профессионального и личностного развития;

6) равнозначная должность — должность государственной службы, что относится к одной группе оплаты труда с учетом юрисдикции государственного органа;

7) субъект назначения — государственный орган или должностное лицо, которым в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность государственной службы в государственном органе и освобождать от такой должности;

8) функции по обслуживанию — деятельность работников государственного органа, которая не предусматривает осуществления полномочий, непосредственно связанных с выполнением задач и функций, определенных частью первой статьи 1 настоящего Закона;

9) профессиональное обучение — приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации государственного служащего для его профессиональной деятельности;

10) служебная дисциплина — неукоснительное соблюдение Присяги государственного служащего, добросовестное выполнение служебных обязанностей и правил внутреннего служебного распорядка.

2. Термины «близкие лица», «коррупционное правонарушение», «потенциальный конфликт интересов», «реальный конфликт интересов», «прямое подчинение» в этом Законе употребляются в значении, определенном Законом Украины «О предотвращении коррупции».

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, определяет правовой статус государственного служащего.

2. Действие настоящего Закона распространяется на государственных служащих:

1) Секретариата Кабинета Министров Украины;

2) министерств и других центральных органов исполнительной власти;

3) местных государственных администраций;

4) органов прокуратуры;

5) органов военного управления;

6) заграничных дипломатических учреждений Украины;

7) государственных органов, особенности прохождения государственной службы в которых определены статьей 91 настоящего Закона;

8) других государственных органов.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) Президента Украины;

2) Главу Администрации Президента Украины и его заместителей, Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым и его заместителей;

3) членов Кабинета Министров Украины, первых заместителей и заместителей министров;

4) Председателя и членов Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Председателя и членов Антимонопольного комитета Украины, Председателя и членов Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Председателя и членов Счетной палаты, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, председателей и членов других государственных коллегиальных органов;

5) Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместителей;

6) Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины и его заместителей, Председателя Фонда государственного имущества Украины и его заместителей;

7) народных депутатов Украины;

8) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и его представителей;

9) служащих Национального банка Украины;

9-1) глав местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей;

10) депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председателя Совета министров Автономной Республики Крым и его заместителей, министров Автономной Республики Крым;

11) депутатов местных советов, должностных лиц местного самоуправления;

11-1) судей Конституционного Суда Украины;

11-2) постоянного представителя Кабинета Министров Украины в Конституционном Суде Украины;

14) работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию;

15) работников государственных предприятий, учреждений, организаций, других субъектов хозяйствования государственной формы собственности, а также учебных заведений, основанных государственными органами;

16) военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом;

17) лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работников других органов, которым присваиваются специальные звания, если иное не предусмотрено законом;

18) работников патронатных служб.

4. Критерии определения перечня должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере государственной службы.

Перечень должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере государственной службы, по представлению руководителя государственной службы в соответствующем органе.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 13.07.2017 г. №2136-VIII, 09.11.2017 г. №2190-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Принципы государственной службы

1. Государственная служба осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1) верховенства права — обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина согласно Конституции Украины, которые определяют содержание и направленность деятельности государственного служащего во время выполнения задач и функций государства;

2) законности — обязанность государственного служащего действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины;

3) профессионализма — компетентное, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, постоянное повышение государственным служащим уровня своей профессиональной компетентности, свободное владение государственным языком и, при необходимости, региональным языком или языком национальных меньшинств, определенной в соответствии с законом;

4) патриотизма — преданность и верное служение Украинскому народу;

5) добропорядочности — направленность действий государственного служащего на защиту публичных интересов и отказ государственного служащего от превалирования частного интереса при осуществлении предоставленных ему полномочий;

6) эффективности — рациональное и результативное использование ресурсов для достижения целей государственной политики;

7) обеспечения равного доступа к государственной службе — запрет всех форм и проявлений дискриминации, отсутствие необоснованных ограничений или предоставления необоснованных преимуществ определенным категориям граждан при поступлении на государственную службу и ее прохождения;

8) политической беспристрастности — недопущение влияния политических взглядов на действия и решения государственного служащего, а также воздержание от демонстрации своего отношения к политическим партиям, демонстрации собственных политических взглядов во время выполнения должностных обязанностей;

9) прозрачности — открытость информации о деятельности государственного служащего, кроме случаев, определенных Конституцией и законами Украины;

10) стабильности — назначение государственных служащих бессрочно, кроме случаев, определенных законом, независимость персонального состава государственной службы от изменений политического руководства государства и государственных органов.

Статья 5. Правовое регулирование государственной службы

1. Правовое регулирование государственной службы осуществляется Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины и центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы.

2. Отношения, возникающие в связи с поступлением, прохождением и прекращением государственной службы, регулируются настоящим Законом, если иное не предусмотрено законом.

3. Действие норм законодательства о труде распространяется на государственных служащих в части отношений, не урегулированных настоящим Законом.

4. Особенности правового регулирования государственной службы в системе правосудия определяются законодательством о судоустройстве и статусе судей.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 21.12.2016 г. №1798-VIII)

Статья 6. Категории должностей государственной службы

1. Должности государственной службы в государственных органах подразделяются на категории в зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий и необходимых для их выполнения квалификации и профессиональной компетентности государственных служащих.

2. Устанавливаются следующие категории должностей государственной службы:

1) категория «А» (высший корпус государственной службы) — должности:

Государственного секретаря Кабинета Министров Украины и его заместителей, государственных секретарей министерств;

руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не являются членами Кабинета Министров Украины, и их заместителей;

руководителей аппаратов Конституционного Суда Украины, Верховного Суда, высших специализированных судов и их заместителей, руководителей секретариатов Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и их заместителей, Председателя Государственной судебной администрации Украины и его заместителей;

абзац пятый пункта 1) исключен ;

руководителей государственной службы в других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

2) категория «Б» — должности:

руководителей структурных подразделений Секретариата Кабинета Министров Украины и их заместителей;

руководителей структурных подразделений министерств, других центральных органов исполнительной власти и других государственных органов, их заместителей, руководителей территориальных органов государственных органов и их структурных подразделений, их заместителей;

руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений местных государственных администраций, аппаратов местных государственных администраций, их структурных подразделений;

руководителей аппаратов апелляционных и местных судов, руководителей структурных подразделений аппаратов судов, их заместителей;

заместителей руководителей государственной службы в других государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

3) категория «В» — другие должности государственной службы, не отнесенные к категориям «А» и «Б».

3. Количество должностей государственной службы категорий «А» и «Б» в государственном органе должно составлять не более трети его штатной численности.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 21.12.2016 г. №1798-VIII, 09.11.2017 г. №2190-VIII)

Раздел II Правовой статус государственных служащих


Статья 7. Основные права государственного служащего

1. Государственный служащий имеет право на:

1) уважение к своей личности, чести и достоинства, справедливое и уважительное отношение со стороны руководителей, коллег и других лиц;

2) четкое определение должностных обязанностей;

3) надлежащие для работы условия службы и их материально-техническое обеспечение;

4) оплату труда в зависимости от занимаемой должности, результатов служебной деятельности, стажа государственной службы и ранга;

5) отпуск, социальное и пенсионное обеспечение в соответствии с законом;

6) профессиональное обучение, в том числе за государственные средства в соответствии с потребностями государственного органа;

7) продвижение по службе с учетом профессиональной компетентности и добросовестного выполнения своих должностных обязанностей;

8) участие в профессиональных союзах с целью защиты своих прав и интересов;

9) участие в деятельности объединений граждан, кроме политических партий, в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

10) обжалование в установленном законом порядке решений о наложении дисциплинарного взыскания, освобождении от должности государственной службы, а также заключения, содержащего негативную оценку по результатам оценки его служебной деятельности;

11) защиту от незаконного преследования со стороны государственных органов и их должностных лиц в случае сообщения о фактах нарушения требований настоящего Закона;

12) получение от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного самоуправления необходимой информации по вопросам, относящимся к его полномочиям, в случаях, установленных законом;

13) беспрепятственное ознакомление с документами о прохождении им государственной службы, в том числе выводами по результатам оценки его служебной деятельности;

14) проведение служебного расследования по его требованию с целью снятия безосновательных, по его мнению, обвинений или подозрений.

2. Государственные служащие также реализуют другие права, определенные в положениях о структурных подразделениях государственных органов и должностных инструкциях, утвержденных руководителями государственной службы в этих органах.

Статья 8. Основные обязанности государственного служащего

1. Государственный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию и законы Украины, действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины;

2) соблюдать принципы государственной службы и правила этического поведения;

3) уважать достоинство человека, не допускать нарушения прав и свобод человека и гражданина;

4) с уважением относиться к государственным символам Украины;

5) обязательно использовать государственный язык при выполнении своих должностных обязанностей, не допускать дискриминацию государственного языка и противодействовать возможным попыткам его дискриминации;

6) обеспечивать в пределах предоставленных полномочий эффективное выполнение задач и функций государственных органов;

7) добросовестно и профессионально выполнять свои должностные обязанности;

8) выполнять решения государственных органов, приказы (распоряжения), поручения руководителей, предоставленные на основании и в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины;

9) соблюдать требования законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции;

10) предотвращать возникновение реального, потенциального конфликта интересов при прохождении государственной службы;

11) постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и совершенствовать организацию служебной деятельности;

12) хранить государственную тайну и персональные данные лиц, которые стали ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей, а также другую информацию, которая в соответствии с законом не подлежит разглашению;

13) предоставлять публичную информацию в пределах, определенных законом.

Государственные служащие выполняют и другие обязанности, определенные в положениях о структурных подразделениях государственных органов и должностных инструкциях, утвержденных руководителями государственной службы в этих органах.

2. В случае выявления государственным служащим во время его служебной деятельности или за ее пределами фактов нарушения требований этого Закона со стороны государственных органов, их должностных лиц он обязан обратиться для обеспечения законности в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы.

Статья 9. Подчинение государственного служащего и исполнение приказа (распоряжения), поручения

1. Государственный служащий при исполнении должностных обязанностей действует в пределах полномочий, определенных законом, и подчиняется своему непосредственному руководителю или лицу, исполняющему его обязанности.

2. Государственный служащий обязан исполнять приказы (распоряжения), поручения руководителя, изданные в пределах его полномочий, кроме случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

Во время исполнения своих обязанностей государственный служащий не обязан исполнять поручения работников патронатной службы.

3. Приказ (распоряжение), поручение должен содержать конкретную задачу, информацию о его предмете, цель, срок выполнения и лицо, ответственное за исполнение.

Приказ (распоряжение) должен быть письменным, а поручение может быть письменным или устным.

4. Если государственный служащий получил приказ (распоряжение), поручения не от непосредственного руководителя, а от руководителя высшего уровня, он обязан сообщить об этом непосредственному руководителю.

5. Приказ (распоряжение), доверенность может быть отменена руководителем, который его выдал, а также руководителем высшего уровня или органом высшего уровня.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.