Закон об ограничении регистрации

Автор: | 13.01.2019

Содержание:

Автомобильные законы Украины и других стран

Правительство Испании в лице премьер-министра страны Педро Санчеса подготовило законопроект, согласно которому предлагается запретить в стране регистрацию транспортных средств с бензиновыми и дизельными силовыми установками с 2040 года.

В Буэнос-Айресе водителей будут лишать лицензии за предоставление услуг через онлайн-сервис частного такси Uber. Соответствующий документ утвердили члены собрания аргентинской столицы.

Верховная Рада вернула отмененный ранее налог на ввоз электромобилей из-за границы.

Средства владельцев евроблях, которые легализуют свои авто, будут направлены на социально полезные цели.

Пресс-служба Государственной Фискальной Службы (ГФС) Украина прокомментировала принятые Верховной Радой законы №8488 и 8487.

В Италии вводятся штрафы для владельцев автомобилей с иностранной регистрацией. Правительство страны намерено наказывать собственников, чей зарегистрированный за рубежом транспорт находится в стране более 60 дней.

Верховная Рада проголосовала в целом за законопроект, которым вводится ограничение на количество авто, которые можно ввозить без денежного обеспечения на таможенную территорию Украины, и усиливается ответственность за нарушение таможенных правил.

Легковые автомобили, которые используются с нарушением таможенного законодательства, могут быть легализированы по измененным акцизным ставкам.

8 ноября в Верховной Раде должны проголосовать за принятие законопроектов №8487 и №8488 во втором слушании. Комитет по вопросам Налоговой политики озвучил свои правки.

Верховная Рада может приступить к рассмотрению законопроекта, который бы позволил разрулить ситуацию с автомобилями на еврономерах уже на этой неделе.

Украинские водители должны будут сдавать на права каждые пять лет.

Закон — в «широком» смысле рассматривается как синомим права, а точнее — законодательства.

Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов.

Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти, представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же самим народом посредством референдума.

Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главной формой права.

Законы издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Они регулируют наиболее важные общественные отношения.

Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом порядке, строго установленном законодательном порядке.

Закон всегда выражение воли. В юридической литературе используется термин «общая воля», то есть должен отражать все интересы и потребности общества или народа.

Запрет на регистрацию автомобиля

Причины, по которым возможен запрет на регистрацию автомобиля, а также возможности оспорить ограничительные меры, зафиксированы в Приказе МВД «О порядке регистрации транспортных средств», ряде ведомственных документов и в ГК РФ.

Количество поводов для временных или постоянных ограничений сравнительно невелико. Так, запрет на регистрацию автомобиля может быть наложен судебными приставами, розыскными отделами силовых ведомств, таможенниками, социальными работниками.

Ключевая задача владельца машины – выяснить, кто, за что и на какой срок внес ограничения. После этого можно приступать и к оспариванию решения уполномоченных органов и сбору доказательной базы для «разблокирования» вашего автомобиля.

Портал Правовед.RU поможет вам в этом. Наши юристы проконсультируют вас и ответят на любые вопросы, касающиеся учета, снятия запрета и взаимодействия с ГИБДД, таможней и судами.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Как узнать причину запрета на регистрацию купленного авто?

купили машину,а на ней запрет на регистрационные действия . основания наложения ограничения документ 88064097/5213 от 04.06.2018, Выборнова Елена Сергеевна., СПИ 22131009016839, ИП 28043/18/52013-ИП от 25.05.2018. что делать

Как можно снять запрет на регистрационные действия с автомобиля?

наложили арест на машину за неуплату 1000 руб. вчера оплатил. какие дальнейшие действия для снятия запрета на регистрационные действия.

Есть вопрос к юристу?

Как можно законно снять запрет на регистрацию автомобиля?

Здравствуйте,купил машину осенью 2017 года,поставил на учёт,сделал владельцем отца Зимой 2018 года отец попал в аварию на рабочей машине которую выдала компания Он не виноват в аварии Сейчас отцу пришла повестка в суд и сделали запрет на . Показать полностью

Как быть, если наложили запрет на регистрацию автомобиля?

Подскажите,купил машину по писменомму договору купли-продажи,на момент сделки никаких ограничений небыло,в 10 дневный срок приставы наложили запрет регистационных действий по долгу перед банком,как дальше действовать?

Как снять запрет регистрационных действий с автомобиля, наложенный приставами?

Пристава наложили запрет рег.действий из-за долгов по алиментам супруга на мой личный автомобиль, приобретенный до брака. Как снять этот запрет? Писать заявление приставу или подавать иск в суд? Ни постановления, никакой либо другой бумаги мне не . Показать полностью

Как снять запрет на регистрационные действия с автомобилем

В сентябре 2016 года купил машину у знакомого. В июне 2017 года стал восстанавливать потерянное СТС и узнал что с 15 января 2017 на машине запрет на регистрационные действия. Бывший собственник задолжал банку 1 млн руб.Сегодня был у пристава с ПТС, . Показать полностью

Запрет на регистрационные действия авто судебным приставом

Здравствуйте. Меня зовут Александр. В конце 2015 года попал в аварию после чего автомобиль ремонту не подлежал и я его продал в металлолом за 50000 руб. Документы все на автомобиль уверены. Хотел снять или утилизировать авто из-за того что . Показать полностью

Как снять запрет на регистрационные действия с купленного авто, если нет связи с прежним владельцем?

Здравствуйте! Купила автомобиль, как оказалось, на нем запрет на регистрационные действия. С хозяином авто связи нет! Переоформить на себя авто не могу. Как быть? Запрет в связи с неуплатой страховых взносов. Общая сумма около 50000 рублей.

Купил автомобиль с запретом на регистрацию

Добрый день ! Вопрос такой: Купил автомобиль у женщины , после как выяснилось она не ставила автомобиль на учёт в течении 2хлет после покупки в 2015годк ,авто стоял , 2 года она им владела не регистрируя его на себя , затем я приобрёл автомобиль у . Показать полностью

Как снять запрет на регистрацию автомобиля, если он наложен в отношении прежнего владельца?

здравствуйте.купил автомобиль 11.10.2016г.но не поставил на учет по техническим причинам машины.сейчас пришел ставить на учет.а в гибдд сказали что стоит запрет на регистрационные действия с 13.10.2016г.на старого хозяина авто.что мне теперь делать

Что делать, если наложен запрет на регистрацию автомобиля?

купил в марте 2016 году автомобиль,проблем при оформлении не было,15 мая узнаю,что по номерному знаку наложен запрет на регистрацию.Оказалось на бывшего хозяина возбуждено 33 ИП,что делать

Как оформить автомобиль в собственность, если наложен запрет?

Приобрёл автомобиль в 2016 году. Составили договор купли продажи. После выяснилось что наложен запрет рег. действий. Хозяин пояснял, что на нем ипотека и у него временные трудности. Причина продажи авто. Какова практика таких дел. Есть ли шанс . Показать полностью

Как снять ограничение на регистрационные действия

Добрый день! В июне 2016 года приобрел подержанный автомобиль у известного московского автомобильного дилера. Сразу поставил на учет. Сегодня поехал вносить изменения в документы в связи со сменой прописки и получил отказ — «на автомобиль судебным . Показать полностью

Запрет регистрационных действий

грузовой автомобиль прежний собственник «ООО» продал по дкп физ. лицу 01.09.2012г.автомобиль сразу же был поставлен на рег. учет на физ.лицо. Сейчас на сайте ГИБДД висит запрет регистрационных действий от 01.11.2014г., смотрим фссп по . Показать полностью

Судебные приставы вынесли ограничение на регистрационные действия, как узнать, почему?

Здравствуйте! Купили машину год назад, полтора месяца назад попытались перерегистрировать, в ГАИ сказали, что из-за демонтажа стакана перерегистрация невозможна — владелец авто остаётся пожизненным собственником! А сейчас на сайте ГИБДД появилась . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

«Антирейдерский» закон и земельные отношения

«Антирейдерский» закон и земельные отношения

«Антирейдерским» обычно называют Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности» от 6 октября 2016 года № 1666-VIII . В средствах массовой информации в последнее время слово «рейдерство» стало применяться к любой конфликтной ситуации вокруг земельных участков, даже относительно банального выяснения отношений между соседними землепользователями, арендаторами и арендодателями (самозахват земель), вплоть до случаев откровенного бандитизма («наезда» на агробизнес, «выбивания» долгов и т. п.).

Мы же рассмотрим более классическую форму рейдерства с помощью полузаконных и незаконных средств и исключительно в сфере завладения недвижимым имуществом, а также сосредоточимся на наиболее интересных изменениях, которые «антирейдерский» закон принес в сферу защиты имущественных прав на недвижимость и земельные участки, в частности, на их юридической составляющей и первых последствиях внедрения.

Усиление уголовной ответственности

В разрезе недвижимого имущества имеются ввиду следующие изменения:

– усиление уголовной ответственности в части расширения состава преступлений: в статью 206 Уголовного кодекса Украины добавлен самостоятельный состав преступления «захват целостного имущественного комплекса, его части, зданий, сооружений, земельного участка, объектов строительства, других объектов и незаконное прекращение или ограничение деятельности на этих объектах и ограничение доступа к ним»;

– усиление уголовной ответственности в части расширения круга субъектов соответствующих составов преступлений: в статью 365 2 УК Украины («Злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги») добавлены государственные регистраторы, субъекты государственной регистрации прав, государственные исполнители, частные исполнители.

Недобросовестность субъектов государственной регистрации – это наиболее неконтролируемое направление борьбы с рейдерством, на котором тяжело предупредить или предотвратить совершение правонарушения, кроме как увеличением строгости наказания для тех, кто «не успел убежать».

Эффективно ли повлияли новеллы законодательства на ситуацию? Не уверен. Изменения оказались слишком точечными и не коснулись положений статьи 206 2 («Противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации») и состава преступлений в статье 365 2 («Злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги»), создавая определенную коллизионность в правоприменении. А с учетом того, что доказывание умысла служебного лица в подобных преступлениях традиционно было задачей непростой, прорыва в этом направлении не произошло.

Усиление административной ответственности

Изменениями в статью 166 23 «Нарушение порядка государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» Кодекса Украины об административных правонарушениях штраф был увеличен в 10 раз, и сейчас он колеблется от 200 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ) (то есть от 3400 гривен до 6800 гривен), а за совершение нарушения повторно в течение года штраф достигает 500 НМДГ (8500 гривен).

Указанные изменения вряд ли можно назвать однозначно антирейдерскими, скорее – антикоррупционными. С учетом того, что все больше пользователей обращается за совершением регистрационных действий относительно недвижимости к нотариусам, которые и удостоверяют договоры, и более гибкие и оперативные, изменения стали еще одним стимулом, который должен положительно повлиять на бизнес-ориентированность «чистых» регистраторов.

Ограничение принципа экстерриториальности регистрации

«Антирейдерским» законом ограничен территориальный ареал осуществления государственной регистрации права собственности и других вещных прав. Сейчас регистрация права собственности и других вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя ( часть 5 статьи 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон о госрегистрации)).

При этом регистрация обременений вещных прав осталась экстерриториальной и проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества. Также принцип экстерриториальности остался и для регистрации прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства, проводимого нотариусом, которым совершено такое действие (последний абзац части 5 статьи 3 Закона о госрегистрации ).

Как и большинство практикующих юристов, я полностью поддерживаю указанное ограничение, которое хоть и несколько усложняет осуществление операций с недвижимостью, но при этом перекрывает один из наиболее распространенных механизмов рейдерства. То есть положительный эффект от такого ограничения, по крайней мере на текущем этапе, однозначно превышает побочные эффекты от него.

Внедрение мониторинга регистраторов со стороны Минюста

Приблизительно с марта этого года заработала система мониторинга (выборочная проверка соблюдения субъектами государственной регистрации законодательства в ходе проведения регистрационных действий) по перечню признаков «риска»:

– нарушение сроков регистрации;

– проведение регистрационных действий в нерабочее время;

– отсутствие в реестрах электронных копий документов, поданных для государственной регистрации, изготовленных путем их сканирования;

– проведение регистрации на основании решений суда;

– отмена (удаление) записей из реестров;

– государственные регистраторы и/или субъекты государственной регистрации, определенные Министерством юстиции Украины.

Конечно, выявление отдельного факта (действия) регистратора из приведенного перечня не является основанием для перехода к следующему этапу – проведение безвыездной (камеральной) проверки действий регистратора, но несколько подобных фактов уже сигнализируют о возможных нарушениях. Проводится такая проверка по приказу Минюста комиссией в составе не меньше трех человек и в течение 14 рабочих дней.

В результате проверки Минюстом к субъекту государственной регистрации (регистратору, нотариусу) могут быть применены следующие меры воздействия (согласно п. 11 Порядка осуществления контроля в сфере государственной регистрации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2016 года № 990 ):

– временное ограничение или аннулирование доступа к реестру;

– передача материалов в правоохранительные органы;

– привлечение к административной ответственности;

– направление в Высшую квалификационную комиссию нотариата представления относительно аннулирования свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью;

По неофициальной информации, за время действия мониторинга было проведено почти две сотни проверок и приблизительно в 70 % случаев результатом проверки стала временная блокировка доступа к реестрам, а в 7 % случаев – аннулирование (полная блокировка) доступа.

Положительный эффект от этого нововведения состоит не только в самом факте выявления нарушения и предупреждения подобных действий нарушителей на будущее, но и существенное сокращение времени между совершением нарушения и его выявлением. Это позволит жертвам рейдерских действий значительно эффективнее проводить контрмеры по восстановлению своих прав, в частности, даст возможность быстрее «заморозить» незаконно отчужденные активы до восстановления прав через суд.

Удваивание срока подачи жалобы в Комиссию в сфере государственной регистрации

Обращение в Комиссию по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации, учитывая предоставленные ей законодательством полномочия и сроки реагирования, остается одним из наиболее эффективных механизмов реагирования на случаи рейдерства при участии субъекта государственной регистрации и исправления их последствий.

Напомню, что по действующей редакции статьи 37 Закона о госрегистрации результатом рассмотрения жалобы Комиссией может быть, в частности, внесение изменений в записи Государственного реестра прав и исправление ошибки, допущенной государственным регистратором, временная блокировка или аннулирование доступа государственного регистратора в Государственный реестр прав, отмена его аккредитации, направление в Высшую квалификационную комиссию нотариата представления об аннулировании свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью и т. п. Но временные ограничения на то, чтобы направить жалобу и воспользоваться наиболее мощными и эффективными средствами противодействия, очень часто нивелировали их силу.

«Антирейдерским» законом срок на подачу жалобы был увеличен с 30 до 60 календарных дней (со дня принятия обжалуемого решения или со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении его прав соответствующим действием или бездействием). И это тот именно случай, когда изменение абсолютно позитивное, оправданное и резонное.

Положительной выглядит и инициатива изменений, анонсированных Минюстом, касательно запрета на проведение регистрационных действий относительно имущества, по которому в Комиссию поступила жалоба и эта жалоба была допущена к рассмотрению.

В течение времени рассмотрения жалобы по сути будет невозможно перерегистрировать имущество на третьих лиц по цепочке (создать «добросовестного приобретателя»).

Использование сведений официальных реестров

Регистратор в ходе проведения регистрационных действий сейчас обязан использовать сведения Государственного земельного кадастра и Единого реестра разрешительных документов, которые дают право на выполнение подготовительных и строительных работ и удостоверяют прием в эксплуатацию законченных строительством объектов, сведения о возврате на доработку, отказе в выдаче, отмене и аннулировании указанных документов. Сравнение сведений из указанных реестров может достаточно эффективно помочь добросовестному регистратору выявить несоответствия или даже подделку документов и предотвратить недостаточно подготовленные рейдерские действия.

В дополнение, нотариусам предоставлен доступ к Государственному реестру актов гражданского состояния граждан в режиме просмотра. Это позволяет проверить семейное положение (если субъект обращения в браке, необходимо согласие жены или мужа на приобретение имущества или его продажу), делает невозможным обращение к нотариусу лица, действующего по доверенности от имени умершего лица, и т. д. То есть перекрывается возможность для применения еще одного популярного рейдерского механизма.

Перекрестная проверка сведений в реестрах – не изобретение, и большинство опытных нотариусов и регистраторов всегда старались это сделать для собственного спокойствия. Но сегодня это становится профессиональным стандартом и обязанностью перед законом и клиентами, что не может не радовать.

К этому же перечню относится и обязательство использовать сведения Единого государственного реестра судебных решений, но об этом ниже.

Регистрационные действия на основании решений суда

Этот механизм, безусловно, самый любимый инструмент рейдеров. Все наиболее громкие рейдерские захваты в Украине базировались на несуществующих, подделанных или откровенно незаконных решениях судов. И если с вопросом правомерности решений судов ситуацию исправить сложно, то по крайней мере с выполнением подделанных/несуществующих решений суда добросовестным регистраторам справляться станет проще.

Регистрационные действия на основании решений суда должны проводиться исключительно государственными регистраторами при органах местного самоуправления и на основании решений, полученных в результате информационного взаимодействия Государственного реестра прав и Единого государственного реестра судебных решений, без подачи соответствующего заявления. То есть указанные государственные регистраторы самостоятельно будут вносить соответствующие изменения в реестр, без заявления и сбора, только на основании полученных в бумажной форме экземпляров судебных решений, вступивших в законную силу. Закон предусматривает, что указанная норма будет работать с момента запуска технического взаимодействия между указанными реестрами.

Это классический случай, когда очень хорошая и разумная по своей сути идея имеет все шансы еще долго не заработать, а потом заработать неэффективно (в части противодействия рейдерским схемам). И если в части проверки соответствия (наличия в реестре) решения сложности имеют, в основном, временный и «технический» характер (пока приходится проверять их наличие в «ручном режиме», делать запросы на получение из соответствующего суда удостоверенной копии решения), то с «автоматической» регистрацией все сложнее.

Речь здесь идет не только о неединичных решениях хозяйственных и гражданских судов, которые сформулированы исключительно в пределах заявленных исковых требований (например, признать право собственности, признать недействительным договор, истребовать из чужого незаконного владения и т. п.), которые невозможно законно выполнить «автоматически» и без дополнительного отдельного решения. Это может быть решение суда о прекращении права предыдущего собственника или исключении/отмене регистрационной записи о зарегистрированном праве (если это делать правомерно), или решение государственного регистратора – если этого очень хочет заявитель и регистратор способствует ему (преднамеренно или ввиду недостатка опыта или ума). Следовательно, этот вопрос, по моему мнению, требует дополнительного регулирования.

Информирование собственника о регистрационном действии с имуществом

Интересным и достаточно эффективным нововведением стало обязательство регистратора информировать собственника имущества о поступлении пакета документов для проведения регистрационного действия относительно этого имущества. Информирование осуществляется безотлагательно путем направления сообщения по электронной почте или (за дополнительную плату) с помощью системы смс-информирования собственников недвижимого имущества (услуга «СМС-Маяк»). Конечно, указанные функции могут использоваться только при условии, что собственник беспокоится о своем имуществе и заранее предоставил свою электронную почту или активировал услугу «СМС-Маяк».

В случае получения сообщения о несанкционированных регистрационных действиях (рейдерском захвате имущества) собственник может подать регистратору заявление о запрете совершения такого действия. Такой запрет будет действовать 10 дней, и в течение это времени ни один регистратор или нотариус не сможет перерегистрировать имущество.

Кроме того (что очень рекомендуется), в течение срока действия запрета собственник может обратиться в суд для наложения судебного запрета на совершение регистрационного действия.

При этом следует отметить, что и это нововведение может не сработать эффективно. В случае попытки захвата имущества рейдеры, вероятно, укажут наименьший разрешенный срок на осуществление регистрации – 2 часа. Этого времени может просто физически не хватить на то, чтобы получить сообщение, оценить его последствия и обратиться к ближайшему регистратору с заявлением о запрете совершения действия (с минимальным набором документов, подтверждающих личность). Если же регистрация на нового собственника (рейдера или его сообщника) за эти два часа уже произошла, то предыдущий (законный) собственник формально уже утратит право на установление запрета.

Таким образом, пока в законодательство ( статьи 25 и 27 Закона о госрегистрации ) не будут внесены соответствующие изменения, собственник, подключенный к «антирейдерским» системам информирования, постоянно должен быть на связи, иметь при себе документы, удостоверяющие личность (или, по крайней мере, их сканкопии), и иметь знакомого регистратора, к которому можно срочно обратиться с заявлением (с соблюдением всех или, по крайней мере, большинства требований к его оформлению).

И даже это не поможет, если регистрационное действие будет проведено вне пределов обычного рабочего времени (именно поэтому Минюст относит регистрационные операции в нерабочее время к факторам риска и мониторит их).

Наиболее громким рейдерским делом относительно земельных участков после вступления в силу «антирейдерского» закона стало дело о земельных участках сельскохозяйственного назначения в Кировоградской области. После поступления жалоб от 151 собственника земельных участков их рассмотрение состоялось на «показательном» открытом заседании Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации 2 февраля 2017 года при участии Министра юстиции, его профильного заместителя (как председателя Комиссии), журналистов, народных депутатов и т. п.

По результату рассмотрения жалоб выяснилось, что государственные регистраторы Берега Оксана, Николаенко Оксана и Гушлевская Наталья незаконно перерегистрировали земельные участки на компанию «Агрі Інвест Україна».

Комиссия Минюста отменила незаконные регистрационные действия, вернула имущество в законную собственность крестьян и приняла решение аннулировать доступ к реестру для регистраторов-нарушителей навсегда.

По факту выявленных нарушений правоохранительными органами были внесены сведения в Единый реестр досудебных расследований, но информации о результатах расследования и установлении круга лиц, принимавших участие в этой операции, пока нет.

Большинство десятков и сотен других сообщений о «рейдерских захватах земли» при близком рассмотрении оказывались или обычными «разборками» между соседними землепользователями, арендаторами и арендодателями, пользующимися примитивным пиаром для разных партий «защитников крестьян от собственности на землю», «универсальных аграриев» и им подобных, и/или не совсем добросовестной и проверенной информацией от СМИ. То есть это выглядит в значительной мере как информационная шумиха.

Я далек от мысли, что рейдерские захваты исчезли совсем, но более-менее объективной информацией о настоящей статистике незаконных захватов владеет, наверное, только Минюст, который не спешит ею делиться так открыто, как в начале «рекламной кампании» «антирейдерского» закона . Конечно, есть определенные законодательные ограничения относительно круга субъектов, имеющих право на получение полной информации (стороны/участники регистрационных действий, правоохранительные органы и т. п.), но по крайней мере обобщенные сведения относительно количества и примененных способов захвата имущества должны быть доступны для широких слоев населения. Надеюсь, что Минюст уже в ближайшее время заполнит этот информационный вакуум.

Станислав Герасименко,
старший юрист, руководитель практики недвижимости
ЮФ Eterna Law

Законопроект об ограничении регистрации детей в соцсетях внесут в Госдуму весной

МОСКВА, 19 января. /ТАСС/. Проект закона «О правовом регулировании деятельности социальных сетей», ограничивающий возможность регистрации детей и подростков в возрасте до 14 лет в социальных сетях, будет внесен в Госдуму после марта 2018 года. Об этом сообщил ТАСС один из инициаторов законопроекта, депутат Заксобрания Ленинградской области, член постоянной комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Владимир Петров.

Ранее полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло сообщил ТАСС о том, что девятиклассник, совершивший в пятницу нападение на школьников в поселке Сосновый бор в Бурятии, по предварительной информации, состоял в закрытой группе в соцсетях и мог быть связан с нападавшими в школах других регионов.

«Я думаю, что после выборов доработанный проект закона мы внесем в Госдуму», — сказал он.

Проект закона «О правовом регулировании деятельности социальных сетей» в апреле 2017 года внес в Госдуму депутат Виталий Милонов, но документ был отклонен после критики общественности. По мнению Петрова, последние события с нападениями на школьников в Перми и Бурятии говорят о необходимости регуляции сферы соцсетей. «С того момента, как появились социальные сети, необходимо достаточно жесткое регулирование участников-детей и подростков до 14 лет. Считаю, что регистрация в социальных сетях возможна исключительно после получения паспорта гражданина РФ — он выдается после 14 лет», — сказал он.

Депутат считает, что через соцсети на школьников может быть оказано негативное влияние. «Есть такая проблема, которая связана с тем, что дети, особенно в подростковом возрасте, достаточно часто подвергаются соблазну прямого общения со сверстниками или псевдосверстниками, которые выстраивают с ними доверительные отношения. А через доверительные отношения человека можно довести до чего угодно, тем более неокрепшего», — добавил Петров.

Как ранее сообщал ТАСС, по мнению председателя временной комиссии Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса Елены Мизулиной, участившиеся случаи нападений в школах России могут быть целенаправленной акцией, организованной через группы в социальных сетях. По ее словам, на следующей неделе в рамках временной комиссии будет проведено обсуждение ситуации с экспертами и представителями родительских организаций.

Закон об ограничении регистрации

Депутат Госдумы Виталий Милонов внес на рассмотрение парламента проект закона «О правовом регулировании деятельности социальных сетей», в соответствии с которым предлагается полностью «запретить пользование социальными сетями лицам, не достигшими 14-летнего возраста».

По мнению разработчиков законопроекта, под которым стоит подпись Милонова, введение запрета поможет справиться с «тлетворным влиянием» «трудных» подростков и детей из неблагополучных семей на своих сверстников, а также уменьшить число подростковых самоубийств.

Ранее сообщалось, что закон о запрете доступа в социальные сети разработали депутаты Законодательного собрания Ленинградской области.

Согласно документу, опубликованному в базе законопроектов Госдумы, принятие нового закона повлечет за собой изменение правил регистрации в социальных сетях. Владелец сети обязан будет потребовать у нового пользователя паспорт и установить его настоящие имя и фамилию (ФИО), а также возраст. Регистрировать тех, кто не представил свои данные, а равно и тех, кому еще не исполнилось 14 лет, запрещается под угрозой штрафа до 300 тыс. руб.

Такой же штраф грозит владельцам социальных сетей за предоставление одному пользователю возможности завести в одной сети несколько страниц. Да, несколько страниц законопроект тоже иметь запрещает. Более того, их наличие может быть наказуемым: пользователя, который завел более одного аккаунта, предлагается штрафовать на 3–5 тыс. руб. Такой же штраф предусмотрен за предоставление при регистрации неверных ФИО и данных о своем возрасте.

Возрастные ограничения законопроектом предусмотрены не только для тех, кому еще не исполнилось 14 лет, но и для остальных несовершеннолетних. Первым, как указано выше, вообще запрещается регистрироваться в соцсетях, последним же запрещается «принимать участие в деятельности сообществ, в которых распространена информация», запрещенная в соответствии с законом к распространению среди детей.

По закону к запрещенной для распространения среди детей информации относятся в том числе нецензурная брань и информация, «формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». С учетом активного использования в соцсетях нецензурной лексики несовершеннолетние не смогут законно зарегистрироваться ни в одном сообществе вообще. Родителям же нарушителей запрета грозит штраф в 1,5–2 тыс. руб.

Предложенный Милоновым законопроект запрещает даже совершеннолетним использовать соцсети для «организации несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования», в том числе в виде распространения информации о предстоящем проведении таких акций.

Дополнительно законопроект предлагает ввести запрет на использование социальных сетей в рабочее время для работников бюджетных организаций и лиц, состоящих на гражданской госслужбе Российской Федерации.

Источник РБК в Госдуме заявил, что «инициатива Милонова, скорее всего, не получит поддержки». По словам члена комитета Госдумы по информполитике Евгения Ревенко, внесение законопроекта не было согласовано ни с комитетом, ни с фракцией партии «Единая Россия», в которой состоят как Милонов, так и сам Ревенко.

«Я считаю эту инициативу вредной, она только оттолкнет от нас молодежь. Нужно не запрещать больше, а идти в соцсети и разговаривать», — пояснил Ревенко, напомнив, что в действующем законодательстве достаточно ограничений на пропаганду в соцсетях терроризма, экстремизма, наркомании и других противоправных действий.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что в Кремле законопроекта пока не видели.

«Мы не видели суть этого законопроекта, а только читаем в СМИ те положения, которые, возможно, в нем содержатся, в чем мы не уверены. Те положения, которые обсуждают в СМИ, они, конечно, мало реалистичны. Вряд ли здесь нужно занимать какую-то позицию», — заявил Песков.

Советник президента по интернету Герман Клименко в беседе с РБК сообщил, что, прежде чем вносить такой законопроект в Госдуму и «гнаться за репутационными плюсами», Милонову нужно было посоветоваться с IT-индустрией.

«Во-первых, куда уйдут дети до 14 лет? Они немедленно уйдут в зарубежные соцсети. Во-вторых, при буквальном прочтении предложения Милонова теряем пользователей во «ВКонтакте» из Украины, Белоруссии и Казахстана. Это несопоставимо с возможными плюсами», — считает Клименко.

По словам советника, он готов лично участвовать в подготовке законопроекта. «Мы либо приведем законопроект в достойный для развития Рунета вид, либо предложим свой вариант», — добавил советник президента.

В понедельник, 10 апреля, ВЦИОМ сообщил, что почти две трети россиян (62%) поддерживают принятие закона о введении запрета на пользование социальными сетями для детей в возрасте до 14 лет. При этом среди молодежи в возрасте 18–24 лет принятие такого закона поддерживают 67%.