Задача по биологии на сцепленное с полом наследование

Автор: | 13.05.2019

Задачи по генетике на сцепленное наследование признаков, сцепленное с полом наследование, множественный аллелизм

Задача 1 .Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Гены, определяющие эти признаки сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растениями, имеющими морщинистые неокрашенные семена, получено потомство: окрашенных гладких 4152, окрашенных морщинистых 149, неокрашенных гладких 152, неокрашенных морщинистых 4163. Определите расстояние между генами.

Задача 2. При анализирующем скрещивании мух дрозофил получены следующие результаты: потомков с родительскими фенотипами оказалось 965 и 944, с рекомбинантными фенотипами – 206 и 185. Определить частоту рекомбинаций и расстояние между генами.

Задача 3. Даны генотипы животных. Составьте схемы определения пола. Подчеркните гетерогаметный пол.

Кузнечик 22 + ХО и 22 + ХХ (самка)

Шелкопряд 54 + ХХ и 54 + ХУ (самка)

Моль 60 + ХХ и 60 + ХО (самка)

Человек 44 + ХУ и 44 + ХХ (самка)

Сцепленное с полом наследование.

Задача 4 . У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет зеленую окраску оперения, а рецессивный ген — коричневую. Зеленого гомозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Определите генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения, гибридов от возвратного скрещивания ( возвратное скрещивание — скрещивание с родительскими особями).

Задача 5 . У канареек ген окраски оперенья сцеплен с полом. Зеленая окраска — доминантный признак. Коричневая окраска -рецессивный признак. Наличие хохолка зависит от аутосомного гена С, его отсутствие — от гена с. Гомозиготного зеленого хохлатого самца скрещивают с коричневой самкой без хохолка. Определите генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения.

Задача 6. Черная кошка тети Лизы родила котят: черных котиков и трехцветных (черепаховых) кошечек. Подозревать в отцовстве тетя Лиза могла лишь одного кота — рыжего Фому. Но рыжих котят не было. Черные, понятное дело, в кошку-маму. А вот откуда трехцветные, хозяйка загадочной животины понять не могла. Поэтому все списала на плохую экологию. Права ли тетя Лиза?

Задача 7 . Тетя Лиза в страшном волнении: на молодую семью, которая стала занимать в ее жизни второе место после телевизора, свалилось несчастье. Кто-то предъявил права на их мальчика, утверждая, что когда-то в родильном доме детей перепутали. Все немногое, что ей удавалось понять из разговоров несчастных родителей, она пересказывала тете Даше. Таким образом та узнала, что у всех членов семьи брали кровь на анализ и выяснили, что все они положительные. Да и с чего им отрицательным-то быть. Но и та семья тоже оказалась неплохой. По группе крови сосед вроде как первый, а соседка вторая. Ну а те, стало быть, успели третьим и четвертой. И все чистые. Так это само собой, не пойдешь же к врачу грязным. Теперь ждут анализ крови детей, и уж тогда все прояснится. Как вы думаете, будет ли на тете Лизиной улице праздник?

Задача 8 . На одного ребенка резус-отрицательного и с группой крови О претендуют две родительские пары: а/ мать резус-отрицательная с группой крови О, отец резус-положительный с группой крови А; б/ мать резус-положительная с группой крови А, отец резус-положительный с группой крови АВ. Какой родительской паре принадлежит ребенок?

Задачи для самостоятельного решения.

Задача 9 . Альбинизм у растений связан с отсутствием пигмента хлорофилла и определяется рецессивным геном с. Могут ли существовать растения с генотипом сс ? Ответ поясните. Составьте схему скрещивания кукурузы с генотипами Сс. Какое количество проростков погибнет в посеве, сделанном полученными семенами?

Задача 10 . Собаки породы кокер-спаниель при генотипе А_В_ имеют черную масть, при генотипе А_вв – рыжую, при генотипе аавв – светло-желтую. Черный кокер-спаниель был скрещен со светло-желтым. Родился светло-желтый щенок. Какое соотношение по масти следует ожидать от скрещивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

Задача. 11 . Способность образовывать самоукореняющиеся побеги (“усы”) характерна для многих растений, в том числе для земляники. Степень проявления этой способности зависит от совместного действия двух доминантных генов(С,Д). Определите по генотипам растения, способные образовывать “усы”. Укажите их номера: 1/ ССДД; 2/ ссДД; 3/ ССдд; 4/ СсДД; 5/ СсДд; 6/ССДд; 7/ ссДд.

Задача 12 . (на полимерию). Уши кроликов породы баран имеют длину 30см, у других пород – 10см. Предположим, что различия в длине ушей зависят от двух пар генов с однозначным накапливающим действием. Генотип кроликов породы баран Д1Д1Д2Д2, обычных кроликов д1д1д2д2. Определите генотипы и фенотипы потомков первого и второго поколения от скрещивания этих пород между собой.

6. Наследование, зависимое от пола

У овец ген Р обуславливает комолость, а ген Р’ – рогатость. Доминирование этой пары аллелей зависит от пола. У баранов рогатость доминирует над комолостью, а у овец комолость доминирует над рогатостью. Какое потомство F1 можно ожидать от скрещивания рогатой овцы с комолым бараном?

  1. Овца рогатая (рецессивный для самок признак), следовательно, ее генотип – ххР’P’ .
  2. Баран комолый (признак, рецессивный для самцов), значит, его генотип – хуРР .

Схема скрещивания

В потомстве будет 50% комолых овец и 50% рогатых баранов

Облысение, начинающееся со лба, является признаком, доминантным у мужчин и рецессивным у женщин (поэтому лысые мужчины встречаются чаще). Признак кодируется аутосомным геном. Облысевший мужчина (гетерозиготный по гену лысости) женился на женщине с нормальными волосами, мать которой была лысой. Определить возможные генотипы потомства.

У мужчин аутосомный ген лысости S выступает как доминантный, а у женщин он рецессивен. Женщина, имеющая лысого брата, выходит замуж за лысого мужчину. Отец женщины также был лысым. У них родился нормальный сын и рано облысевшая дочь, которая вышла замуж за нормального мужчину. Какова вероятность рождения сына, склонного к раннему облысению, у этой пары?

Читайте также другие темы главы VII «Наследование генов, локализованных в половых хромосомах»:

Задания на наследование сцепленное с полом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора по биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

Как отмечалось ранее, генетические задачи на изучение наследования признаков сцепленных с полом, помещенные в задания линии С6 ЕГЭ по биологии, решаются учащимися более успешно, чем задачи на сцепленное наследование.

Тем не менее, в этой статье мы разберем с вами несколько конкретных примеров таких заданий. Но непосредственно перед решением задач, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно советую обратить ваше внимание на интерпретацию таких двух генетических терминов, как гомогаметность и гетерогаметность, значение которых следует учитывать при решении задач по наследованию признаков сцепленных с полом.

Как же вообще, в связи с наличием этих терминов, можно интерпретировать «закон чистоты гамет»? Мы же знаем, что гаметы всегда только чистые, в них может быть только по одному аллелю любого гена, а тут вдруг какие-то «гомо-«, какие-то «гетеро-» ?

Никакого противоречия здесь нет. Гаметы — всегда гаметы! Это половые клетки с половинным от соматических клеток набором любых хромосом: аутосом плюс пара половых хромосом. Они всегда чистые, так как несут по одной гомологичной хромосоме, а, значит, и по одному аллелю любого гена.

Но если, как мы помним, каждой аутосомной хромосоме в соматической клетке организма всегда соответствует гомологичная ей (идентичная по набору признаков) хромосома, то этого нельзя сказать о паре половых хромосом. В клетках одного из организмов (мужском или женском в зависимости от вида организма) эта пара хромосом может быть как гомологична (ХХ), так и не гомологична друг другу (ХУ).

Итак, тот пол организма, соматические клетки которого содержат одинаковую пару половых хромосом и Х) называют «гомогаметным» (он ведь образует только одинаковые гаметы), а если пара половых хромосом разная и У) — «гетерогаметным» (то есть, из-за разных половых хромосом такой организм будет образовывать два типа гамет).

Таким образом, терминами «гомогаметность» и «гетерогаметность» дается характеристика не самим гаметам, а полу (мужскому или женскому) организма, имея в виду пару их половых хромосом в соматических клетках.

В моей платной книге:

этот вопрос разбирается подробнее.

При решении генетических задач по определению наследования признаков находящихся в половых хромосомах у разных организмов необходимо обязательно знать, что у человека и многих других животных гетерогаметным (ХУ) является мужской пол, а гомогаметным (ХХ) — женский, а у птиц и бабочек — наоборот.

А вот так наследуется ген дальтонизма у человека, сцепленный с Х хромосомой.

Для тех, кто хочет хорошо разобраться как надо решать задачи по генетике на наследование, сцепленное с полом,

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу,обращайтесь в комментарии. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА). .

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Разделы: Биология

Цели урока.

  • Сформировать у учащихся систему знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола. Выявить цитологические основы этого явления.
  • Научить учащихся правильно объяснять приблизительно равную вероятность рождения мальчика или девочки; научить решать задачи по данной теме.
  • Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельно выводы; сформировать познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
  • Оборудование: таблицы “Мейоз”, “Хромосомный механизм определения пола”, “Наследование гемофилии”; задачи по данной теме и справочные материалы.

    I. Организационный момент.

    II. Изучение нового материала по плану:

    1. Генетика пола.
    2. Хромосомный механизм определения пола.
    3. Различные формы определения пола.
    4. Соотношение полов.
    5. Наследование, сцепленное с полом.

    III. Закрепление. Решение задач по теме, беседа по вопросам.

    Опорные точки урока:

  • Теоретическая и практическая значимость знаний механизмов наследования пола у различных организмов
  • Соотношение особей разного пола у раздельнополых организмов (животных, людей) равное 1:1, сходство его с расщеплением признаков при скрещивании рецессивной гомозиготы с гетерозиготой
  • Аутосомы и половые гетерохромосомы различных организмов. Зависимость пола организма от набора половых хромосом, который формируется в момент оплодотворения.
  • Случайный характер соединения половых клеток в зиготе. Закономерность общего результата появления потомков разного пола в соотношении 1:1, определяемая большим числом равновероятных встреч гамет, — статистическая закономерность.
  • Сцепленное с полом наследование некоторых жизненно- важных признаков — особый тип наследования. Наследование гемофилии, дальтонизма и других болезней и признаков как доказательство зависимости формирования признаков от пола.
  • Практическое значение изучения сцепленного с полом наследования признаков. Использование закономерностей сцепленного с полом наследования в селекционной работе.
  • 1. Генетика пола

    Генетика объяснила сущность удивительной и важной проблемы:
    равное распределение женских и мужских особей в поколениях животных и людей

    Беседа с учащимися по вопросам:

  • Для какого способа размножения характерно образование гамет?
  • Какой набор хромосом они имеют?
  • Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации?
  • Как называется оплодотворенная яйцеклетка, и какой набор хромосом она имеет?
  • Половое размножение очень широко распространено в природе, связано с формированием мужских и женских половых клеток.

    Для начала вспомним, что представляет собой хромосомный набор клеток человека.

    В кариотипе человека из 46 хромосом 44 одинаковы у всех особей, независимо от пола (эти хромосомы называют аутосомами), а одной парой хромосом, называемых половыми, женщины отличаются от мужчин. Это общебиологическая закономерность для всех живых организмов, размножающихся половым путем.

    Диплоидная клетка организма человека: 46 хромосом =23 пары гомологичных хромосом, из которых 22 пары — аутосомы + 1 пара половые хромосомы: у мужчины — ХY; у женщины — ХХ. У человека гетерогаметным является мужской пол, а женский гомогаметный. В соматической клетке мужчины — разные половые хромосомы. В соматической клетке женщины — одинаковые половые хромосомы.

    Пол можно рассматривать как один из признаков организма, как правило, определяется генами. Механизм же определения пола имеет иной характер — хромосомный.

    2. Хромосомный механизм определения пола

    Согласно хромосомной теории К.Корренса (1907), пол будущего потомка определяется сочетанием половых хромосом в момент определения. Пол, имеющий одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным, так как он дает один тип гамет, а имеющий разные-гетерогаметным, так как он образует два типа гамет. У человека, млекопитающих, мухи дрозофилы гомогаметный пол женский, а гетерогаметный — мужской.

    У мужского пола в процессе гаметогенеза формируется 2 типа гамет в равной пропорции, так как мужской пол — гетерогаметный: Х-сперматозоиды и Y-сперматозоиды.

    Поскольку у женского пола половые хромосомы одинаковы, так как женский пол — гомогаметный, то каждая яйцеклетка несет Х-хромосому.

    Эта биологическая закономерность, обусловленная механизмом мейоза.

    Учащимся предлагается ответить на вопросы:

    От чего зависит рождение женских и мужских особей?

    Для чего можно использовать таблицу “Хромосомный механизм определения пола”:

    У дрозофилы всего 8 хромосом: 6 аутосом и 2 половые хромосомы, хромосомный набор самца – 6+ XY, самки — 6+ХХ. хочется отметить, что теоретически соотношение полов должно быть 1:1. Эта статистическая закономерность, обеспечиваемая условием равновероятной встречи гамет. Пол будущего организма всегда определяет гетерогаметный пол (т.е. мужской), именно потому, что гаметы с Х- и Y- хромосомой образуются у мужского пола в равных количествах.

    Каким образом половые различия в хромосомных наборах самцов и самок поддерживаются в процессе размножения?

    В чем же отличие “Х” хромосомы от “У” хромосомы?

    Отличаются по строению: Y-хромосома состоит как бы из двух участков — одного гомологичного Х-хромосоме, а другого негомологичного. А так же по набору генов, которые в них находятся.

    Основные положения.

  • Кариотип подавляющего большинства видов животных организмов включает аутосомы — хромосомы одинаковые у представителей обоих полов, и гетерохромосомы, по которым оба пола отличаются друг от друга.
  • В половых хромосомах помимо генов, определяющих половую принадлежность, содержатся гены, не имеющие отношения к признакам того или иного пола.
  • Аллельные гены в X- и Y-хромосомах наследуются в соответствии с законами Менделя.
  • Существует четыре основных типа хромосомного определения пола.

  • Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% и — хромосому (млекопитающие, двукрылые, жуки, клопы).
  • Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х- , 50% — не имеют половой хромосомы (кузнечики).
  • Женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% — Y хромосому (птицы, пресмыкающиеся, хвостатые амфибии, шелкопряд).
  • Женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% — не имеют половой хромосомы (моль).
  • Работа со справочными материалами

    Существует 3 формы определения пола:

    1. Прогамное определение пола. Осуществляется до оплодотворения в процессе онтогенеза. Так происходит, в частности. У коловраток при этом образуются яйцеклетки разных размеров — крупные и мелкие. После оплодотворения из крупных яиц развиваются самки, а из мелких — самцы.
    2. Сингамное определение пола, происходящее при оплодотворении, определяется половыми хромосомами. Этот тип является наиболее распространенным.
    3. Эпигамное (метагамное) определение пола зависит не от присутствия, соотношения или плоидности хромосом, а от интенсивности действия факторов окружающей среды, что может расцениваться как модификационная изменчивость. Ярким примером тому является детерминация пола у крокодилов. Из отложенных самкой яиц в зависимости от температуры окружающей среды могут вылупляться или юные самцы или самки. Весьма оригинально определяется пол у морского червя бонеллии (Bonellia viridis) из типа кольчатые черви. Если его личинка развивается в одиночестве, то из нее вырастает подвижная самка, ведущая самостоятельный образ жизни. Если она проникает в половые пути самки, то живет там как паразит, в связи, с чем его строение сильно упрощено.

    4. Соотношение полов

    Учащимся предлагается ответить на вопрос:

    Почему у раздельнополых организмов (в том числе и у людей) соотношение полов составляет 1:1?

    Работа со справочными материалами

    Учащимся предлагается сделать самостоятельные выводы.

  • На протяжении любого периода жизни мужские индивидуумы менее жизнеспособны, чем женские
  • Но естественный отбор направлен к тому, чтобы обеспечить создание равного количества особей обоего пола к моменту наступления половой зрелости.
  • Можно предположить, что сперматозоид, содержащий Y- хромосому более подвижен, более жизнеспособен или обладает большей способностью оплодотворить яйцеклетку, чем сперматозоид, содержащий Х — хромосому.
  • 5. Наследование, сцепленное с полом

    Генетические исследования установили, что существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах.

    Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- или Y- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

    Х-хромосома человека содержит ряд генов, рецессивные аллели которых определяют развитие тяжелых аномалий (гемофилия, дальтонизм). Эти аномалии чаще встречаются у мужчин, хотя носителями чаще бывают женщины. У мужчин эти гены гемизиготны, их рецессивные аллели

    вызывают заболевания: X h Y — мужчина, больной гемофилией; X d Y- дальтоник.

    Пример: наследование гемофилии: Н — нормальная свертываемость крови; h- гемофилия.

    1) Мать имеет нормальную свертываемость крови и является гомозиготной по этому признаку (X H Х H ),отец страдает гемофилией (Х h Y) тогда схема скрещивания:

    Все дети фенотипически здоровы, но дочери гетерозиготны по гену гемофилии и являются носителями гена гемофилии.

    2) Рассмотрим наследование, сцепленное с полом на примере дальтонизма:

    Дальтоники — это люди, неспособные различать цвета. Болезнь имеет наследственный характер. Введем необходимые обозначения:

    А — ген. отвечающий за формирование нормальной способности различать цвета.

    а — ген, обусловливающий нарушение способности различать цвета (дальтонизм);

    Х — женская хромосома, несущая ген нормального различения цветов;

    Х d — женская хромосома, несущая ген дальтонизма.

    Х D Х D — здоровая девочка;

    Х D Х d — девочка — носитель;

    Х D Y- здоровый мальчик;

    Х d Y- мальчик-дальтоник.

    У мальчиков, получивших от своей матери хромосому с геном а, будет наблюдаться дальтонизм.

    Можно ожидать, что половина сыновей гетерозиготной по данному гену женщины будет дальтониками. Женщины-дальтоники встречаются крайне редко.

    Известно, что Х-хромосомы генетически активны, как любая из аутосом. Y-хромосомы — генетически инертны, у человека лишь некоторые гены, не являющиеся жизненно важными, локализуются в ней (гипертрихоз — волосатые уши, некоторые формы аллергий, диспепсии),

    такие признаки передаются только от отца к сыну. Такой тип наследования по мужской линии называется голандрический.

    Законы передачи признаков, сцепленных с Х-хромосомами. Были впервые изучены Т. Морганом на дрозофилах.

    Решение задач и обсуждение вопросов.

    1) Вопросы для обсуждения.

    1. в чем состоят особенности половых хромосом?
    2. В чем заключается генетический механизм определения пола?
    3. Какие признаки, наследование которых сцеплено с полом, вам известны у человека?
    4. установите генотип женщины, у которой половина сыновей больна цветовой слепотой?
    5. Что такое наследование, сцепленное с полом?
    6. От кого из родителей мальчик получает Х-хромосому?
    7. Когда определяется пол цыпленка: до оплодотворения или в момент оплодотворения?
    8. Почему у детей появляются новые признаки, не свойственные родителям?
    9. Влияет ли среда на формирование и проявление признаков организма?
    10. По какой хромосоме у человека произошло сцепление признаков: дальтонизма, гемофилии?

    Серебристая курица из породы белый виандот скрещена с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определить соотношение и расщепление групп гибридов по фенотипу и генотипу.

    Примечание: указанные признаки сцеплены с полом: доминантный ген серебристой окраски (С) локализован в одной Х-хромосоме, аллельный ему рецессивный ген золотистой окраски (с) — в другой Х-хромосоме. У птиц женский пол — гетерогаметный, а мужской — гомогаметный.

    Черепаховую (пятнистую) кошку скрестили с рыжим котом. Как произойдет расщепление гибридов по фенотипу и генотипу (по окраске и по полу)? Почему?

    От родителей, по фенотипу имеющих нормальное зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик — дальтоник (не различает красный и зеленый цвета) Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

    Какие дети могли бы родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом (а в остальном имеющей вполне благополучный генотип)?

    Пол организма, как и любой признак, развивается, с одной стороны, под влиянием генотипа, с другой — факторов внешней среды. Для различных организмов влияние генотипа и факторов внешней среды на определение пола различно, т.е. у одних организмов (человек, большинство млекопитающих) определяющим является генотип, у других (рыбы, некоторые черви) — факторы внешней среды.

    Иногда факторы внешней среды оказывают существенное влияние на определение пола и у млекопитающих. Так, у крупного рогатого скота при одновременном развитии двух разнополых близнецов бычки рождаются нормальными, а телочки часто — интерсексами. Это объясняется более ранним выделением мужских половых гормонов и влиянием их на пол второго близнеца.

    А. Соотношение полов.

    Различают первичное соотношение полов, точнее, соотношение эмбрионов и вторичное — соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных.

    Теоретически соотношение полов в момент оплодотворения должно быть близким 1:1, так как встреча яйцеклетки со сперматозоидом, содержащим Х- или Y- половую хромосому, равновероятна.

    При обследовании у человека обнаружено, что на 100 женских зигот образуется 140-160 мужских (первичное соотношение полов)

    К моменту рождения на 100 девочек приходится 103-105 мальчиков 9 (вторичное соотношение полов).

    Третичное соотношение полов (постнатальный период) к 20-ти годам на 100 девушек приходится 100 юношей; к 50-ти годам на 100 женщин — 85 мужчин, а к 85-ти годам на 100 женщин — 50 мужчин.

    Отсюда напрашивается вывод о большей жизнестойкости женского организма, что может быть объяснено, наряду с другими причинами, мозаицизмом женского организма по половым хромосомам.

    Выводы по уроку.

  • Пол организма определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы.
  • Формирование пола связано с комбинацией половых хромосом.
  • План-конспект урока по биологии (11 класс) по теме:
    Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

    Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике

    Рассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование

    Предварительный просмотр:

    Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

    Цель урока: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике.

    Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии.

    1. Проверка домашнего задания.
    1. Каков хромосомный механизм определения пола?
    2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
    3. Как называются гены, находящиеся в одной хромосоме?
    4. Раскройте сущность явления наследования, сцепленного с полом?
    5. Сколько групп сцепления у мужчин и женщин?
    6. Что такое кроссинговер? Какую роль он играет в явлении сцепления генов?
    1. Решение генетических задач.

    Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.

    А – катаракта Р: аb АВ

    а – здоровы аb аb

    фенотипы в F 1 F 1 АВ аb

    Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.

    Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:

    52 – пятнистых ангорских;

    288 – сплошь окрашенных ангорских;

    46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;

    314 – пятнистых нормальношерстных.

    А – пятнистая шерсть Р: АВ аb

    а – сплошь окрашенная шерсть аb аb

    В – нормальная длина шерсти

    b – ангорская шерсть

    Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская G

    □ – пятнистая нормальная шерсть

    Найти: расстояние между генами

    окраски и длины (С)

    F 1 АВ ab Ab aB

    Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F 2 в дигибридном скрещивании).

    Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:

    С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %

    Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

    Х D – здоровый Скрытым носителем дальтонизма может быть

    Х d – дальтоник только мать, поскольку у отца ген дальтонизма

    Р – нормальное зрение проявился бы фенотипически. Следовательно,

    F 1 – у всех нормальное генотип матери Х D Х d , а генотип отца – Х D У.

    зрение и один мальчик

    Х d У Р: Х D Х d Х D У

    F 1 : Х D Х D : Х D У : Х D Х d : Х d У

    здор. здор. здор. дальтоник

    Ответ: Р: Х D Х d , Х D У;

    F 1 : 1 Х D Х D : 1 Х D У : 1 Х D Х d : 1 Х d У.

    Задача № 4. Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном (b). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения.

    А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму?

    Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению?

    В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно?

    Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками?

    А – алкогольная зависимость Р: ааХ В Х b АаХ b У

    а – отсутствие алкогольной

    Х В – отсутствие потребности

    Х b – потребность в курении

    Р: □ – курящий пьющий

    (гетерозиготен по гену F 1 :

    алкоголизма) ♂ АХ b АУ аХ b аУ

    ○ – без вредных привычек ♀

    (гетерозиготна по гену аХ В АаХ В Х b АаХ В У ааХ В Х b ааХ В У

    табакокурения) алк. алк. без вредных без вредных

    не курит не курит привычек привычек

    Найти: F 1 — ? аХ b АаХ b Х b АаХ b У ааХ b Х b ааХ b У

    1.склонные к алкоголизму? алк.курит алк. курит курит курит

    2.склонные к курению?

    3.склонные к курению

    4.□ – с вредными привычками?

    Ответ: 50 % потомства склонна к алкоголизму;

    50 % — склонны к курению;

    25 % детей склонны к курению и алкоголизму;

    12,5 % мальчиков с вредными привычками (и пьют и курят).

    Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?

    А – гладкая поверхность Р: АВ аb

    а — морщинистая аb аb

    в – неокрашенные G

    Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр.

    F 1 4152 – окраш.глад.

    152 – неокр.глад. F 1 : АВ ab Ab aB

    4163 – неокр.морщ. аb аb ab ab

    4152 4163 152 149

    Найти: расстояние между окр.гл. неокр.морщ. неокр.гл. окр.морщ.

    Всего особей получено в результате

    скрещивания – 8616, из них 301 особей

    являются кроссоверными. Находим

    расстояние между генами окраски и формы

    С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или

    Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды.

    Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр.

    Презентация содержит 30 слайдов к уроку комбинированного типа для учащихся 11 класса. Она позволяет визуализировать изучаемый материал. Расчитана на каждый этап урока: от целеполагания, до рефле.

    Задачи по генетике на дигибридное скрещивание и наследование сцепленное с полом. 1 и 2 варианты.

    В данном материале дается решение задачи №20 (базовый уровень ЕГЭ) 11 класс Тип с глобусом.

    Цель: · изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с по.