Статья 34632 налогового кодекса российской федерации

Автор: | 13.01.2019

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2003, № 1, ст. 6; № 28, ст. 2886; 2004, № 31, ст. 3231; 2005, № 30, ст. 3112; 2006, № 12, ст. 1233; 2007, № 23, ст. 2691; 2008, № 30, ст. 3611; 2009, № 30, ст. 3739; 2012, № 26, ст. 3447; 2014, № 14, ст. 1544; № 48, ст. 6660, ст. 6663; 2015, № 1, ст. 30; № 29, ст. 4358; 2016, № 1, ст. 16) следующие изменения:

1) в статье 34612:

в абзаце первом слова «45 млн. рублей» заменить словами «90 млн. рублей»;

б) первое предложение абзаца первого подпункта 14 изложить в следующей редакции:

«14) организации, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьями 105.1 и 105.2 настоящего Кодекса.»;

в) подпункт 16 пункта 3 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:

«Субъекты Российской Федерации вправе увеличивать для отдельных категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности установленное настоящим подпунктом ограничение по остаточной стоимости основных средств, но не более чем до 150 млн. рублей.

Установленное настоящим подпунктом ограничение по остаточной стоимости основных средств применяется также в отношении индивидуальных предпринимателей;»;

2) в статье 34613:

в абзаце первом слова «60 млн. рублей» заменить словами «120 млн. рублей»;

б) в пункте 4.1 слова «60 млн. рублей» заменить словами «120 млн. рублей»;

3) в статье 34620:

а) второе предложение пункта 1 изложить в следующей редакции «Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от размера доходов, средней численности работников, видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков.»;

б) второе предложение пункта 2 изложить в следующей редакции «Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от размера доходов, средней численности работников, видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков.»;

в) в абзаце третьем пункта 3 после слов «в зависимости от» дополнить словами «размера доходов, средней численности работников, а также»;

в абзаце первом после слов «индивидуальных предпринимателей» дополнить словами «, выбравшими объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов,»;

в абзаце втором второе предложение изложить в следующей редакции: «Индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 34618 настоящего Кодекса.»;

4) последний абзац пункта 3.1 статьи 34621 признать утратившим силу;

5) в статье 34626:

а) подпункты 2 — 14 пункта 2 признать утратившими силу;

б) абзацы четвертый и пятый пункта 2.1 признать утратившими силу;

в абзаце первом подпункта 1 слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;

в подпункте 2 первое предложение изложить в следующей редакции

«2) организации, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.»;

подпункты 4 и 5 признать утратившими силу;

г) в пункте 2.3 слова «или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей» исключить;

абзац второй исключить;

в абзаце третьем слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;

е) в пункте 8 слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;

ж) в пункте 9 слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;

6) в статье 34627:

а) абзац пяты изложить в следующей редакции:

«К1 – коэффициент дефлятор, устанавливаемый на один календарный год или несколько календарных лет;»;

б) абзац шестой изложить в следующей редакции:

«К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе место осуществления предпринимательской деятельности, сезонность и режим работы;»;

в) абзацы восьмой – тридцать шестой признать утратившими силу;

г) в абзаце тридцать седьмом слова «за каждый календарный месяц налогового периода» заменить словами «за налоговый период»;

д) абзацы тридцать восьмой – сорок первый признать утратившими силу;

7) в статье 34628:

а) в абзацах первом и втором пункта 1 слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;

в абзаце первом слова и индивидуальные предприниматели» исключить;

абзац третий признать утратившим силу;

в абзаце четвертом слова « «или индивидуального предпринимателя» исключить;

в абзаце первом слова «или индивидуальные предприниматели» и «или индивидуального предпринимателя» исключить;

в абзаце втором слова «или индивидуального предпринимателя» исключить;

в абзаце шестом слова «или индивидуального предпринимателя» исключить;

г) пункт 4 признать утратившим силу;

8) в статье 34629:

а) таблицу пункта 3 изложить в следующей редакции:

Базовая доходность в месяц (рублей)

Оказание бытовых услуг

в абзаце первом слова «или индивидуального предпринимателя» исключить;

в абзаце втором слова «или индивидуального предпринимателя» исключить;

в абзаце третьем слова «или индивидуального предпринимателя» и «или индивидуальным предпринимателем» исключить;

9) в статье 34632:

а) пункт 2 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

«4) расходов по приобретению контрольно-кассовой техники нового образца, если до осуществления таких расходов налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не требовалось применения контрольно – кассовой техники. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов за налоговый период.»;

в абзаце первом слова «в пункте 2» заменить словами «в подпунктах 1 — 3 пункта 2»;

в абзаце втором слова «в настоящем пункте» заменить словами «в пункте 2»;

абзац третий признать утратившим силу;

10) в статье 34643:

а) в абзаце первом пункта 3 цифры «47» заменить цифрами «48»;

б) в пункте 5 слова «осуществляемым индивидуальным предпринимателем» заменить словами «в отношении которых индивидуальным предпринимателем применяется патентная система налогообложения.»;

в) в абзаце четвертом подпункта 3 пункта 8 цифры «47» заменить цифрами «48»;

11) пункт 1 статьи 34651 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

Налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную сумму налога на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники нового образца, если до осуществления таких расходов налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, не требовалось применение контрольно – кассовой техники. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов за налоговый период (календарный год).

Приостановить до 1 января 2021 года действие положений абзаца второго пункта 2 статьи 34612 и абзаца четвертого пункта 4 статьи 34613 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2003, № 28, ст. 2886: 2005, № 30, ст. 3112; 2007, № 23, ст. 2691; 2012, № 26, ст. 3447; 2014, № 48, ст. 6660).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункт «б» пункта 1, пункты 2, 3, абзацы третий и четвертый подпункта «в», пункты 4, 9 и 11 статьи 1 вступают в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Подпункты «а» и «б», абзацы первый второй, четвертый и пятый подпункта «в», подпункты «г» — «ж» пункта 5, подпункты «в» — «д» пункта 6, пункты 7 и 8 статьи 1 вступают в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть

вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» разработан в целях реализации пунктов 74 – 76, 78 и 80 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году.

Целью законопроекта является совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентной системы налогообложения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), в том числе устранение дублирования таких систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

1. В упрощенную систему налогообложения вносятся следующие изменения.

Пунктами 1 и 2 статьи 1 законопроекта вносятся поправки в пункт 2 статьи 34612 и пункты 4 и 4.1 Кодекса, согласно которым ограничение по доходам за 9 месяцев года в котором подается заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, увеличивается с 45 млн. рублей (с учетом индексации на 2016 год – 59,8 млн. рублей) до 90 млн. рублей.

Соответственно ограничение по доходам для применения упрощенной системы налогообложения за налоговый (отчетный) период увеличивается с 60 млн. рублей (с учетом индексации на коэффициент – дефлятор на 2016 год -79,74 млн. рублей) до 120 млн. рублей. При этом ежегодная индексация на коэффициент — дефлятор К1 указанных предельных размеров доходов приостанавливается до 2021 года (статья 2 законопроекта).

Субъектам Российской Федерации предоставляется право увеличивать для отдельных категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности увеличивать ограничение по остаточной стоимости основных средств со 100 млн. рублей до 150 млн. рублей. При этом указанное ограничение по остаточной стоимости основных средств будет применяться также в отношении индивидуальных предпринимателей.

Вносится изменение в подпункт 14 пункта 3 статьи 34612 Кодекса, которым уточняется норма об ограничении права применять упрощенную систему налогообложения организациям, в которых есть доля участия других организаций. Согласно новой редакции указанной нормы ограничение на применение упрощенной системы налогообложения будет применяться в отношении организаций, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьями 105.1 и 105.2 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предусматривается внести изменения в статью 34620 Кодекса, которыми расширяются права по установлению дифференцированных налоговых ставок, которые могут снижены не только в зависимости от видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков, но и в зависимости от размера доходов и средней численности работников.

Изменения, вносимые пунктом 4 статьи 1 законопроекта в пункт 3.1 статьи 34621 Кодекса предусматривают исключение нормы, предусматривающей, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Законодательством не определено относятся ли страховые взносы с доходов свыше 300 тыс. рублей к фиксированным платежам. Поэтому исключение указанной нормы позволит индивидуальным предпринимателям учитывать при уменьшении налога все страховые взносы, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от порядка их начисления.

Аналогичная поправка предусматривается для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход — индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих выплаты физическим лицам (подпункт «б» пункта 9 статьи 1 законопроекта).

2. Изменения, вносимые в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (пункты 5 — 9 статьи 1 законопроекта) предусматривают постепенное сокращение сферы применения указанной системы налогообложения.

С 1 января 2018 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход будет применяться только организациями и только в отношении бытовых услуг населению.

При этом в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в пункт 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», разработанным в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», срок полной отмены действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переносится с 1 января 2018 года на 1 января 2021 года.

Вносится изменение в подпункт 2 пункта 2.2 статьи 34612 Кодекса, которым уточняется норма об ограничении права применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности организациям, в которых есть доля участия других организаций. Согласно новой редакции указанной нормы ограничение на применение указанной системы налогообложения будет применяться в отношении организаций, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьями 105.1 и 105.2 Кодекса.

В целях стабилизации налоговой нагрузки по единому налогу на вмененный доход корректируется порядок установления коэффициента — дефлятора К1 для применения указанного налога. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 34627 Кодекса, согласно которым коэффициент — дефлятор К1 может устанавливаться как на один календарный год, так и на несколько календарных лет.

Пунктом 9 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 34632 Кодекса, предоставляющие право налогоплательщикам единого налога на вмененный доход уменьшать сумму налога на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники нового образца, если до осуществления таких расходов налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась указанная система налогообложения, не требовалось применения контрольно – кассовой техники. При этом сумма налога не может быть уменьшена за налоговый период на сумму страховых взносов и расходов по приобретению контрольно – кассовой техники более чем на 50 процентов.

3. Пунктом 11 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в пункт 1 статьи 34651 Кодекса, которыми налогоплательщикам патентной системы налогообложения предоставляется право уменьшать исчисленную сумму налога на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники нового образца, если до осуществления таких расходов налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, не требовалось применение контрольно – кассовой техники. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов за налоговый период (календарный год).

4. Согласно статье 3 законопроекта федеральный закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых указанной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Так, положения предусматривающие повышение предельного значения по доходам до 120 млн. рублей по упрощенной системе налогообложения, а также предоставление права налогоплательщикам единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения уменьшать сумму налога на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники вступают в силу с 1 января 2017 года.

Положения, предусматривающие отмену права индивидуальным предпринимателям применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и сокращение видов предпринимательской деятельности по указанному режиму налогообложения, вступают в силу с 1 января 2018 года.

Реализация мер, предусмотренных законопроектом, не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.

Информационное сообщение об изменениях в специальных налоговых режимах

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ) внесены следующие изменения в специальные налоговые режимы и порядок зачисления поступающих от них налогов.

1. Основным содержанием Федерального закона № 94-ФЗ является дополнение перечня специальных налоговых режимов (пункт 2 статьи 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации) специальным налоговым режимом «Патентная система налогообложения», применение которого установлено новой главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Патентная система налогообложения заменит с 2013 года упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента, которая применяется в настоящее время в соответствии со статьей 34625.1 НК РФ главы 262 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Указанная статья НК РФ с 1 января 2013 г. утрачивает силу.

Патентная система налогообложения вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 94- ФЗ законы субъектов Российской Федерации о введении с 1 января 2013 года на территории соответствующего субъекта Российской Федерации патентной системы налогообложения должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2012 года.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями, переход на нее является добровольным и она может совмещаться с иными режимами налогообложения. То есть, если индивидуальный предприниматель по одним видам предпринимательской деятельности применяет общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то он вправе по другим видам предпринимательской деятельности, переведенным законом субъекта Российской Федерации на патентную систему налогообложения, применять патентную систему налогообложения.

По сравнению с действующей упрощенной системой налогообложения на основе патента средняя численность наемных работников (в т. ч. по договорам гражданско-правового характера), которых при применении патентной системы налогообложения вправе привлекать индивидуальный предприниматель за налоговый период, увеличилась с 5 до 15 человек. Указанное ограничение применяется по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Субъекты Российской Федерации в обязательном порядке вводят патентную систему налогообложения по 47 видам предпринимательской деятельности, указанным в пункте 2 статьи 34643 НК РФ, что меньше по сравнению с действующей упрощенной системой налогообложения на основе патента (69 видов деятельности). Сокращение произошло за счет укрупнения видов предпринимательской деятельности, также наименование ряда видов предпринимательской деятельности приведен в соответствие с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

При этом в обязательный перечень включен ряд новых видов предпринимательской деятельности:

  • экскурсионные услуги; услуги по прокату;
  • химическая чистка, крашение и услуги прачечных;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;
  • оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом; розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.

Такой вид предпринимательской деятельности как услуги общественного питания заменен на услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Автотранспортные услуги разделены на два вида деятельности: оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с ОКУН, которые не указаны в обязательном перечне в пункте 2 статьи 34643 НК РФ.

Запрещено применять патентную систему налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 34643 НК РФ, в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Налоговой базой для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения является потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, размеры которого устанавливаются законами субъектов Российской Федерации по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. рублей, а его максимальный размер не может превышать 1 млн. рублей. Указанные минимальный и максимальный размеры дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, установленный на соответствующий календарный год. При этом согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона № 94-ФЗ коэффициент-дефлятор на 2013 год в целях главы 265 НК РФ установлен в размере, равном 1.

Субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода: н

  • не более чем в три раза — по таким видам предпринимательской деятельности как: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования; оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом; занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; обрядовые и ритуальные услуги (подпункты 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42, 43 пункта 2 статьи 34643 НК РФ);
  • не более чем в пять раз — по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более одного миллиона человек;
  • не более чем в десять раз — по таким видам предпринимательской деятельности: как сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; розничная торговля и услуги общественного питания (подпункты 19, 45 — 47 пункта 2 статьи 34643 НК РФ).

При установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода субъекты Российской Федерации вправе дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 34643 НК РФ, если такая дифференциация предусмотрена ОКУН или ОКВЭД. Например, подпункт 12 пункта 2 статьи 34643 НК РФ предусматривает такой вид предпринимательской деятельности как «ремонт жилья и других построек» (код ОКУН 016100), который включает такие виды работ как ремонт кровель (код 16106), ремонт садовых домиков (016109), ремонт индивидуальных гаражей (код 016112) и другие. В отношении них могут быть установлены разные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Субъекты Российской Федерации также вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости:

  • от средней численности наемных работников, количества транспортных средств;
  • от количества обособленных объектов (площадей) в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45 — 47 пункта 2 статьи 34643 НК РФ (сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; розничная торговля и услуги общественного питания).

Патентная система налогообложения не предусматривает предусмотренное в настоящее время упрощенной системой налогообложения на основе патента (п. 7 ст. 34625.1 НК РФ) ограничение размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода размерами базовой доходности по единому налогу на вмененный доход, если вид деятельности по указанным налоговым режимам совпадает.

Установленный на календарный год законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели — налогоплательщики патентной системы налогообложения освобождены от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
  • налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией и при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 1741 НК РФ. При этом они уплачивают иные налоги и исполняют обязанности налоговых агентов.

Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. Патент выдается налоговым органом индивидуальному предпринимателю по месту его постановки и действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. При этом индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.

Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя.

Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента.

При этом установлены основания для отказа налоговым органом в выдаче патента, это:

  • несоответствие в заявлении на получение патента вида предпринимательской деятельности перечню видов, в отношении которых на территории субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения;
  • указание срока действия патента, не соответствующего срокам, на которые он может быть выдан;
  • нарушение условия перехода на патентную систему налогообложения, установленного при утрате права на применение патентной системы налогообложения или при прекращении до истечения срока действия патента предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения; наличие недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.

Налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент в случае:

  • если с начала календарного года его доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей. При этом, если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении ограничения учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам;
  • если в течение налогового периода им было допущено превышение ограничения по средней численности наемных работников;
  • если им не был уплачен в установленные сроки налог в связи с применением патентной системы налогообложения.

При этом сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения, уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения.

Индивидуальный предприниматель, утративший право на применение патентной системы налогообложения или прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, о чем он должен сообщить в налоговый орган в течение 10 дней со дня наступления такого обстоятельства, вправе вновь перейти на патентную систему налогообложения по этому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года. По действующей сейчас упрощенной системе налогообложения на основе патента таким правом индивидуальный предприниматель может воспользоваться через 3 года.

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика патентной системы налогообложения, осуществляется налоговым органом, в который он обратился с заявлением на получение патента, на основании указанного заявления в течение пяти дней со дня его получения. Датой постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в данном случае является дата начала действия патента.

Снятие с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, осуществляется в течение пяти дней со дня истечения срока действия патента или со дня получения заявления о снятии с учета в связи утратой права на применение патентной системы налогообложения и переходе на общий режим налогообложения или в связи с прекращением предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год. Если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент. Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган об утрате права применения патентной системы налогообложения или прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой она применяется.

Налог исчисляется по ставке в размере 6 % процентов от потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Если патент получен на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления указанного дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.

Налог уплачивается по месту постановки индивидуального предприниматель на учет в налоговом органе в следующие сроки:

  • если патент получен на срок до 6 месяцев – в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;
  • если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года: в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента; в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.

Следует иметь в виду, что сумма налога не уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как это сейчас предусмотрено при оплате оставшейся части патента при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется. Однако налогоплательщики патентной системы налогообложения обязаны вести налоговый учет доходов в целях контроля за соблюдением ограничения по доходам от реализации в книге учета доходов, которая ведется отдельно по каждому полученному патенту.

С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно подп. 4 пункта 1 статьи 2 которого сфера действия этого Федерального закона распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Однако согласно подп. 1 пункта 2 статьи 6 указанного Федерального закона бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством. Так как налогоплательщики патентной системы налогообложения обязаны вести налоговый учет доходов, они могут не вести бухгалтерский учет.

Внесены поправки в статью 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в соответствии с которыми налогоплательщики патентной системы налогообложения за исключением осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 — 47 пункта 2 статьи 34643 НК РФ (сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; розничная торговля и услуги общественного питания) будут в течение 2013 г. платить страховые взносы по пониженным тарифам как налогоплательщики упрощенной системы налогообложения (статьи 4 и 6 Федерального закона № 94-ФЗ).

В соответствии с поправками, внесенными в абзац первый пункта 21 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» индивидуальным предпринимателям, являющимся налогоплательщиками патентной системы налогообложения предоставлено право осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, планирующие применять патентную систему налогообложения с 1 января 2013 г., должны подать заявления о получении патента не позднее 20 декабря 2012 г. в порядке, предусмотренном статьей 34645 НК РФ. Налоговый орган вправе отказать в выдаче патента, если в заявлении о получении патента срок действия патента составляет менее одного месяца или более двенадцати месяцев либо вид предпринимательской деятельности не указан в пункте 2 статьи 34645 НК РФ.

Со дня официального опубликования Федерального закона № 94-ФЗ (27 июня 2012 г.) патенты, предусмотренные статьей 34625.1 НК РФ, могут быть выданы индивидуальным предпринимателям на срок по 31 декабря 2012 г. включительно. Патенты, выданные до дня официального опубликования Федерального закона № 94-ФЗ, со сроком действия, истекающим после 1 января 2013 г., действуют по 31 декабря 2012 г. включительно. Стоимость патента в этом случае подлежит пересчету в соответствии с фактической продолжительностью действия патента, зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 94-ФЗ ).

2. В главу 261 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее — ЕСХН) внесены следующие изменения.

Установлен уведомительный порядок перехода на ЕСХН, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на ЕСХН, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на ЕСХН.

В уведомлении указываются данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на ЕСХН в установленные сроки, не признаются налогоплательщиками ЕСХН (п. 3 ст. 34643 НК РФ).

При этом налогоплательщикам ЕСХН разрешено продолжать применять этот налоговый режим в следующем налоговом периоде в случае, если у вновь созданной организации или вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя, перешедших на ЕСХН, в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы, и если они в текущем налоговом периоде не допустили нарушения ограничений, установленных пунктами 2, 21, 5 и 6 статьи 3462 НК РФ.

Внесены изменения в порядок представления налоговой декларации и уплаты ЕСХН (п. 9 ст. 346.3, п. 5 ст. 346.9, п.2 ст. 346.10 НК РФ). Так, если налогоплательщик ЕСХН прекратил предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕСХН, он в течение 15 дней обязан уведомить налоговый орган о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения, представить налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению им прекращена указанная предпринимательская деятельность и не позднее срока подачи налоговой декларации уплатить сумму налога. В настоящее время для налогоплательщиков ЕСХН действует один срок представления налоговой декларации по итогам налогового периода (календарного года) — не позднее 31 марта.

Уточнен порядок определения и признания доходов и расходов при исчислении ЕСХН, в частности, установлено, что:

  • в расходы не включаются суммы уплаченного ЕСХН;
  • в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат;
  • переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком России, в целях главы 261 НК РФ не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются.

3. В главу 262 «Упрощенная система налогообложения» (далее – УСН) внесены следующие изменения.

Действующие ограничения по доходам для перехода на УСН (45 млн. руб.) и для ее применения (60 млн. руб.) закреплены на постоянной основе. Указанные размеры ограничений будут ежегодно индексироваться на коэффициент — дефлятор. Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона № 94-ФЗ коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, установлен на 2013 год в целях УСН в размере, равном 1. То есть реальное увеличение размеров ограничений по доходам будет с 2014 года. Определение понятия коэффициент-дефлятор включено в перечень понятий, используемых для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 11 части первой НК РФ). При этом введена норма (абзац второй п.4 ст. 34613 НК РФ) согласно которой, если налогоплательщик применяет одновременно УСН и патентную систему налогообложения, при определении ограничения по доходам в размере 60 млн. руб. учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

При переходе организаций на УСН ограничение по остаточной стоимости в размере 100 млн. руб. (подп. 16 п. 3 ст. 34612 НК РФ) будет определяться только в отношении основных средств. Остаточная стоимость нематериальных активов не будет учитываться. Данный порядок будет действовать уже с 1 октября 2012 г при переходе на УСН с 2013 г. (п. 4 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ).

Установлен уведомительный порядок перехода на УСН, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. Уведомление о смене объекта налогообложения со следующего года по новым правилам (п. 2 ст. 346.14 НК РФ) также следует подавать до 31 декабря предшествующего ему года.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Если организация и индивидуальный предприниматель, не уведомили налоговый орган о переходе на УСН в установленные сроки, они не вправе применять УСН (подп. 19 п. 3 ст. 34612 НК РФ).

Уточнен порядок определения доходов и расходов при исчислении УСН, в частности, установлено, что переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком России, в целях главы 262 НК РФ не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются.

Для налогоплательщиков УСН с объектом налогообложения в виде доходов уточнен порядок уменьшения налога на суммы пособий по временной нетрудоспособности, Установлено, что в указанных целях учитываются выплаты за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-фз «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Установлено также, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Установлен порядок представления налоговой декларации и уплаты налога в случае прекращения в течении налогового периода предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках УСН, и при утрате права ее применения в связи с нарушением установленных главой 262 НК РФ ограничений и требований.

В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (новый п. 8 ст.34613 НК РФ). В этом случае налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию:

  • не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой применялась УСН; не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Не позднее указанных сроков представления налоговой декларации должен быть уплачен налог, исчисленный в связи с применением УСН.

4. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 263 НК РФ) (далее – ЕНВД) согласно пункту 8 статьи 5 Федерального закона от ….. 2012 г. №… «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» с 1 января 2018 г. не будет применяться. Федеральным законом № 94-ФЗ внесен ряд значительных изменений в порядок применения ЕНВД.

С 1 января 2013 г. переход на ЕНВД становится добровольным и носит уведомительный характер.

Уточнены названия отдельных видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД, и определения отдельных понятий, используемых в целях главы 263 НК РФ.

Так, к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (ст. 34627 НК РФ) отнесены платные услуги по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами. Указанные услуги могут быть переведены на ЕНВД в соответствии с подп. 3 пункта 2 ст. 34626 НК РФ.

Уточнено понятие «розничная торговля» (ст. 34627 НК РФ). Установлено, что к указанному виду предпринимательской деятельности не относится реализация невостребованных вещей в ломбардах. При определении ограничения по численности работников (подп. 1 п. 2.2 ст. 34626 НК РФ) среднесписочная численность заменена на среднюю численность. Это означает, что при определении указанного ограничения будут учитываться лица, работающие по совместительству и договорам гражданско-правового характера.

Установлен порядок снятия с учета налогоплательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, переходе на иной режим налогообложения, в том числе в связи с нарушений условий применения ЕНВД, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 22 статьи 34626 НК РФ.

Установлен порядок исчисления ЕНВД при неполном налоговом периоде (квартале) в связи с постановкой и снятием с учета в качестве налогоплательщика (п. 10 ст. 34629 НК РФ). Установлено, что если постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога или их снятие с указанного учета произведены не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности по следующей формуле:

ВД = БД х ФП х КД 1, КД

ВД – сумма вмененного дохода за месяц;

БД – базовая доходность, скорректированная на коэффициенты К1 и К2;

ФП – величина физического показателя;

КД – количество календарных дней в месяце;

КД1 – фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве налогоплательщика единого налога.

Таким образом, обеспечивается учет фактического количества дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве налогоплательщика единого налога.

Уточняется порядок уменьшения единого налога на суммы пособий по временной нетрудоспособности (п. 2 ст. 34632 НК РФ). Установлено, что в указанных целях учитываются выплаты за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-фз «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Установлено также, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (п. 2.1 ст. 34632 НК РФ).

5. Изменен порядок зачисления налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов (ст. 3 Федерального закона № 94-ФЗ).

Поправками, внесенными в Бюджетный кодекс РФ (п. 2 ст. 611, п. 2 612) установлено, что суммы налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, по нормативу 100 % будут зачисляться в бюджеты муниципальных районов и муниципальных округов. В настоящее время суммы налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зачисляются по нормативу 100 % в бюджеты субъектов РФ.

Единый сельскохозяйственный налог, зачисляемый в настоящее время по нормативу 30 % в бюджеты субъектов РФ, передается бюджеты поселений — 15 % (всего стало 50 %), бюджеты муниципальных районов – 15 % (всего стало 50 %). Суммы единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях и городских округов, будут зачисляться в их бюджеты по нормативу 100 %. В настоящее время указанный налог в тот и другой бюджеты зачисляется по нормативу 70 %.