Статья 275 тк рф трудовой договор с руководителем организации

Автор: | 13.01.2019

Статья 275. Заключение трудового договора с руководителем организации

В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:

лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения — в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Комментарий к статье 275 Трудового Кодекса РФ

1. Статья 59 ТК предусматривает возможность заключения с руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности срочных трудовых договоров.

Комментируемая статья, являющаяся специальной нормой, регламентирует, чем следует руководствоваться, определяя срок трудового договора с руководителем. Это могут быть учредительные документы организации либо соглашение сторон. Вместе с тем названные нормы не позволяют утверждать, что с руководителями организаций трудовой договор следует заключать исключительно на определенный срок.

Изменения, внесенные в ст. 59 ТК, позволяют однозначно утверждать, что заключение срочного трудового договора с руководителем организации осуществляется по соглашению сторон, что не исключает возможность заключения с руководителем организации бессрочного трудового договора.

Возможность выбора сторонами срока действия трудового договора, заключаемого с руководителем организации, позволяет предусмотреть в учредительных документах организации положение о том, какой вид трудового договора будет заключаться.

В случае закрепления данного правила в учредительных документах организации это становится обязательным.

Согласно ст. 40 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» генеральный директор народного предприятия избирается на срок, определенный уставом предприятия, но не более чем на 5 лет.

Правило, согласно которому с руководителем организации может быть заключен только срочный трудовой договор, может быть закреплено в законодательных и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права.

Согласно п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71, ректор высшего учебного заведения может быть избран на должность на срок до 5 лет. Утверждение кандидатуры, избранной на должность ректора, осуществляется органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

В отдельных случаях законодательством может быть определена минимальная продолжительность трудового договора с руководителем организации. Так, в соответствии с положениями п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 продолжительность трудового договора с руководителями федеральных государственных предприятий не может быть менее 3 лет.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи заключению трудового договора могут предшествовать специальные процедуры, отдельные из которых прямо предусмотрены статьей.

Так, Федеральным законом от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» предусматривается, что председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия может предшествовать прохождение конкурса.

Перечень процедур, предшествующих заключению трудового договора, который приводится в статье (проведение конкурса, избрание или назначение на должность), не является исчерпывающим.

К другим процедурам, предшествующим заключению трудового договора, можно отнести следующие:

утверждение в должности;

избрание коллективом с последующим утверждением учредителем;

назначение учредителем и др.

При заключении трудового договора с руководителем его стороной может выступать собственник имущества организации, лицо, уполномоченное собственником имущества, либо орган, на который действующим законодательством возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

С руководителями федеральных государственных унитарных предприятий трудовые договоры заключают по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление федеральным имуществом.

С руководителями унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов РФ, трудовые договоры заключают, как правило, органы исполнительной власти субъектов РФ и уполномоченные ими лица.

3. В отдельных случаях собственник имущества организации может принять решение о продлении срочного трудового договора с руководителем организации. Представляется, что в подобных случаях (на примере ООО — общества с ограниченной ответственностью) следует руководствоваться следующим.

Согласно ст. 58 ТК в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Данное положение является общим для работников, заключающих срочные трудовые договоры.

Вместе с тем гл. 43 ТК предусмотрены особенности регулирования труда руководителя организации — нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для этой категории дополнительные правила.

Так, в соответствии с комментируемой статьей трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Одним из учредительных документов ООО является устав. Требования к содержанию устава общества определяются п. 2 ст. 12 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Устав общества не должен содержать положений, противоречащих указанному Закону и иным федеральным законам. Согласно ст. 40 названного Закона единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Таким образом, заключению трудового договора с руководителем общества должна предшествовать процедура по его избранию. При этом Закон не предусматривает каких-либо изъятий или исключений в случае, если одно и то же физическое лицо по истечении срока полномочий вновь претендует на избрание его единоличным исполнительным органом.

Кроме этого, ТК не содержит понятия «продление срочного трудового договора».

На основании изложенного представляется, что в случае, если срок трудового договора с руководителем общества истекает, избрание его единоличным исполнительным органом общества на новый срок должно осуществляться по общим правилам, т.е. с соблюдением процедуры, предшествующей заключению трудового договора.

4. В случае заключения срочного трудового договора в нем должны быть указаны как срок его действия, так и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК и иными федеральными законами (ст. 57 ТК).

5. Вступление в должность руководителя организации оформляется приказом (распоряжением), издаваемым, как правило, самим руководителем.

6. Положения комментируемой статьи не распространяются на руководителей филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений организации. Согласно ст. 59 ТК срочный трудовой договор может заключаться с руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиалы являются обособленными подразделениями организации (юридического лица), расположенными вне места его нахождения, и сами по себе юридическими лицами не являются.

Таким образом, оснований для заключения срочного трудового договора по инициативе работодателя с руководителем филиала в соответствии со ст. 59 ТК, предусматривающей возможность заключения срочного трудового договора с руководителем организации, в целом не имеется. С указанными лицами срочный трудовой договор может быть заключен по общим правилам, установленным ст. 58 ТК.

7. Учитывая, что заключению трудового договора с руководителем организации в отдельных случаях предшествуют определенные процедуры (избрания общим собранием участников), срок окончания трудового договора целесообразно связывать со сроками проведения общего собрания участников. В этом случае можно будет избежать нежелательных перерывов в руководстве организацией со стороны единоличного исполнительного органа.

Статья 275. Заключение трудового договора с руководителем организации

СТ 275 ТК РФ.

В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем
организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора
определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены
процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации
(проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения
заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством
Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.

Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального)
учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального)
учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление
указанных сведений осуществляется:

  • лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения — в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
  • лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Комментарий к Ст. 275 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья не предусматривает обязательности заключения с руководителем организации срочного трудового договора, что позволяет сделать вывод о том, что трудовой договор может заключаться не только на определенный срок, возможность чего закрепляется положениями ст. 59 ТК РФ, но и на неопределенный. На основании ст. 59 ТК РФ положениями иных законов (см., например, п. 3 ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах») может быть установлено правило о заключении с руководителем только срочного трудового договора.

Генеральный директор народного предприятия избирается на срок, определенный уставом предприятия, но не более чем на пять лет (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»). Ректор образовательной организации высшего образования может быть избран на должность также на срок до пяти лет (п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71). В отдельных случаях может устанавливаться минимальный срок трудового договора. Так, в соответствии с положениями п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» продолжительность трудового договора с руководителями федеральных государственных предприятий не может быть менее трех лет.

2. В ряде случаев законодательством устанавливаются специальные процедуры, предваряющие заключение трудового договора. Так, в соответствии с п. 8 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий составляют компетенцию общего собрания, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Если уставом общества это отнесено к компетенции совета директоров, то он образует исполнительный орган общества и досрочно прекращает его полномочия (см. п. 9 ст. 65 указанного Закона). Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 3 ст. 69 этого Закона). Если в акционерном обществе совет директоров не создается, то трудовой договор с директором (генеральным директором) подписывает председательствующий на общем собрании акционеров или лицо, уполномоченное общим собранием.

В обществах с ограниченной ответственностью избрание на должность единоличного исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников (п. 4 ст. 33 и п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Руководители федеральных государственных унитарных предприятий назначаются на должность в результате конкурса, проводимого в соответствии со специальным Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234.

3. В настоящее время лица, поступающие на работу на должность руководителя государственного или муниципального учреждения, должны представлять данные о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Кроме того, лица, уже работающие на должности руководителя государственного или муниципального учреждения, должны представлять такие данные ежегодно. Правила их представления руководителями федеральных государственных учреждений утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 г. N 208.

Статья 275. Заключение трудового договора с руководителем организации

В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:

лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения — в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Комментарий к Ст. 275 ТК РФ

1. В зависимости от вида организации особенности порядка и условий заключаемого с руководителем трудового договора могут устанавливаться централизованно (см., например, Приказ Минэкономразвития РФ от 2 марта 2005 г. N 49 «Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия» // БНА РФ. 2005. N 23) либо в соответствии с учредительными документами организации или соглашением сторон.

2. Заключению трудового договора с руководителем организации может предшествовать проведение конкурса (см. комментарий к ст. 18 ТК РФ), избрание (см. комментарий к ст. 17 ТК РФ) или назначение на должность (см. комментарий к ст. 19 ТК РФ) и др.

Второй комментарий к Статье 275 Трудового кодекса

1. Новая редакция ст. 275 содержит ссылку на ч. 2 ст. 59, разрешающую заключение срочного трудового договора с работодателем.

Как и ранее, его срок определяется учредительными документами организации или соглашением сторон (как правило, зафиксированным в трудовом договоре).

В ч. 2 ст. 275 уточнен круг актов, которыми могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем. К ним отнесены: трудовое законодательство (т.е. законы РФ и субъектов РФ — см. ст. 5 ТК РФ), иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (см. там же), учредительные документы (уставы, положения об организации).

2. Статья 275 ТК РФ определяет правовую природу отношений руководителя и организации.

Поскольку они оформляются трудовым договором, эти отношения являются трудовыми и регулируются трудовым законодательством с особенностями, предусмотренными в главе 43 ТК РФ.

3. В законах, учредительных документах организации определяются наименование руководителя организации (директор, генеральный директор, президент и др.) и порядок принятия его на работу — назначение, утверждение, избрание — с последующим заключением с ним трудового договора.

На основе сочетания назначения, утверждения, избрания и трудового договора между руководителем и организацией возникают трудовые отношения.

О возникновении трудовых отношений на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность см. ст. 17 ТК; на основании трудового договора в результате избрания его по конкурсу см. ст. 18 ТК; на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности см. ст. 19 ТК РФ.

4. Избрание, назначение, утверждение физического лица в качестве руководителя организации производятся полномочным на то органом.

Генеральный директор (директор) акционерного общества избирается общим собранием акционеров или назначается советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с уставом акционерного общества (см. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», с последующими изменениями // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1).

Избрание генерального директора (президента) общества с ограниченной ответственностью является исключительной компетенцией общего собрания участников общества (см. пп. 2, 4 ст. 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785).

Право заключения контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий предоставлено федеральным органам исполнительной власти по согласованию с Мингосимуществом РФ (см. п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» // СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373; 2001. N 31. Ст. 3281; 2002. N 4. Ст. 3986; 2006. N 13. Ст. 1408; Положение о Министерстве имущественных отношений РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 г. N 377 (СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2178)).

4 октября 2002 г. Постановлением Правительства РФ N 738 в его же Постановление от 16 марта 2000 г. N 234 внесены существенные изменения и дополнения. В частности, из текста Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г., упомянутого выше, исключено слово «контракт» (СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3986).

В связи с вступлением в силу ТК РФ, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4940), во исполнение Постановления Правительства РФ от 4 октября 2002 г. N 738 и с учетом Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1440) распоряжением Мингосимущества РФ от 11 декабря 2003 г. N 6946-р утвержден новый примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 6. С. 77). Этим же распоряжением признаны утратившими силу предыдущие акты Мингосимущества РФ по этому вопросу — распоряжения от 16 февраля 2000 г. N 189-р и от 9 июня 2000 г. N 50-р (Бюллетень нормативных актов. 2000. N 13, 34).

3 декабря 2004 г. Правительство РФ приняло Постановление N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074; 2006. N 13. Ст. 1408). В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Правительство РФ постановило, что федеральные органы государственной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества акционерных обществ, предполагается внести в уставной капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности. Оно (Правительство РФ) осуществляет, в частности:

а) утверждение устава предприятия (за исключением федерального казенного предприятия);

б) назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним;

в) мероприятия по обеспечению проведения аттестации руководителя предприятия;

г) согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним.

В отношении иных предприятий указанные полномочия осуществляются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом с учетом предложений, поступающих от федеральных органов государственного управления.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отношении федеральных унитарных предприятий осуществляет, в частности: заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с руководителем предприятия с даты включения предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества за исключением случаев, если акции создаваемого посредством его преобразования акционерного общества предполагается внести в уставной капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности (подп. «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739).

Этим же Постановлением предусмотрено, что при проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных федеральным органам государственной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство РФ, образование аттестационных комиссий осуществляют указанные органы. В отношении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, указанные комиссии создаются соответствующими министерствами (п. 4 указанного Постановления Правительства РФ).

На Минэкономразвития РФ возложена обязанность утвердить в трехмесячный срок со дня издания данного Постановления Правительства РФ примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия и примерный устав такого предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (см. п. 5 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739).

Очевидно, что до его утверждения сохраняет силу примерный трудовой договор с этими работниками, утвержденный ранее.

В частных организациях руководитель может быть принят на работу собственником имущества этой организации (см. ст. 279 ТК РФ) или лицом (органом), уполномоченным собственником на эти действия.

5. Полномочия по утверждению, назначению, избранию и заключению трудового договора с руководителем организации могут принадлежать одному и тому же органу (лицу) или разделены между разными органами (лицами) законодательством, учредительными документами.

Так, в соответствии с Уставом открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 (СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766), президент общества назначается на должность (сроком на 3 года) и освобождается от должности Правительством РФ. В компетенцию совета директоров входят определение существенных условий труда председателя правления общества и членов правления общества, установление размеров вознаграждения и компенсаций председателю правления общества и членам правления общества, согласование вопросов о совмещении ими должностей в органах управления других организаций; назначение первых вице-президентов общества и прекращение их полномочий (пп. 71, 72, 80 Устава).

6. Условия трудового договора с руководителем определяются законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашением сторон, т.е. самим трудовым договором.

Об оплате труда руководителей организаций см. ст. 145 ТК РФ.

Статья 275 ТК РФ. Заключение трудового договора с руководителем организации

Текущая редакция ст. 275 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон .
Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое) .

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:
лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения — в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Комментарий к статье 275 ТК РФ

1. Как и с любым работником, с руководителем организации может быть заключен трудовой договор на определенный срок, который определяется учредительными документами юридического лица (уставом, положением) или непосредственно трудовым договором.

При этом, например, в ч.1 ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что единоличный исполнительный орган избирается на срок, определенный уставом общества. Следовательно, трудовой договор с руководителем в данном случае может быть только срочным, и стороны не имеют возможности своим соглашением установить неопределенный срок договора (см. определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 февраля 2012 года N 33-1920/2012).

Следует помнить, что согласно статье 58 ТК РФ по общему правилу срок трудового договора должен составлять не более пяти лет.

При этом срок действия, а также обстоятельства (причины), являющиеся основанием для заключения договора на определенный период, в соответствии с общим порядком, установленным статьей 57 ТК РФ, должны быть указаны в трудовом договоре. Иначе, согласно ч.5 ст. 58 ТК РФ, трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Так, в определении Верховного суда Республики Коми от 20 августа 2012 года по делу N 33-3525АП/2012 указывается на отсутствие добровольного волеизъявления руководителя учреждения на заключение срочного трудового договора (обязательность срочного трудового договора в данном случае законом не предусматривалась). Устав учреждения предусматривал безусловное заключение срочного трудового договора с директором, без учета положений ч.2 ст. 59 ТК и ч.1 ст. 275 ТК РФ. Суд признал такое положение Устава недействительным, а заключенный с руководителем договор — договором на неопределенный срок.

2. Трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также учредительными документами организации могут быть установлены определенные процедуры, необходимые для заключения трудового договора с руководителем организации.

В частности, для замещения должностей государственной службы, по общему правилу, необходимо проведение конкурса. Как указывается в ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Возможно также избрание и назначение руководителя на должность.

Например, согласно ч.3 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный орган избирается общим собранием акционерного общества, если решение данного вопроса не будет отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Статья 17 Федерального закона от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» устанавливает, что текущее управление производственным кооперативом осуществляет председатель кооператива, который избирается на общем собрании членов кооператива.

В соответствии с ч.2 ст. 13 Федерального закона от 16 октября 2012 года N 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» генеральный директор данного Фонда назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению попечительского совета Фонда.

3. Комментируемая статья содержит также положения, касающиеся заключения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения. В данном случае договор заключается на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 года N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

Устанавливается также, что лицо, которое поступает на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, а также руководитель государственного (муниципального) учреждения обязаны представлять сведения:
— о своих доходах (по основному месту работу, от педагогической деятельности, по вкладам в банках и т.д.), а также об имуществе (земельные участки и иное недвижимое имущество, автомобили и др.), и об обязательствах имущественного характера;
— о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Представление таких сведений осуществляется:
— лицом, которое поступает на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения, — в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей». Сведения представляются в уполномоченное структурное подразделение работодателя (ч.4 указанных Правил);
— лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта РФ, руководителем государственного учреждения субъекта РФ, — в порядке, который утверждается нормативным правовым актом субъекта РФ;
— лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения и руководителем муниципального учреждения, — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» руководители государственных (муниципальных) учреждений представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей начиная с доходов за 2012 год.

Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения предоставляет такие сведения при поступлении на работу. Руководитель государственного (муниципального) учреждения обязан предоставлять соответствующие сведения ежегодно.

Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2013 года N 207 утверждены Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности.

Консультации и комментарии юристов по ст 275 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 275 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 275 Заключение трудового договора с руководителем организации

В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:

  • лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения — в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
  • лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта Российской Федерации, руководителем государственного учреждения субъекта Российской Федерации — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Комментарий к статье 275 ТК РФ:

Часть 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер к ч. 2 ст. 59 ТК, в которой говорится, что по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителя и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Несмотря на то что указанная норма носит неимперативный характер, большая часть работодателей заключает с руководителем организации срочный трудовой договор. В ряде случаев необходимость заключения срочного трудового договора прямо предусмотрена в законе (например, с проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор (см. ст. 332 ТК)).

Срок трудового договора может определяться и уставом организации (хозяйственного общества и т.п.).

Трудовой договор занимает центральное место среди оснований возникновения трудового правоотношения. Это юридический акт, который порождает большинство трудовых правоотношений.

Однако в некоторых случаях трудового договора бывает недостаточно, и трудовые правоотношения возникают при наличии трудового договора и других юридических актов. Это обусловлено спецификой, характером труда и особой ответственностью отдельных категорий или профессиональных групп работников, к уровню специальности и квалификации которых предъявляются повышенные требования и устанавливается соответствующий порядок возникновения трудовых правоотношений. В одних случаях предусмотрена специальная процедура отбора претендентов на должность (конкурс), в других — кандидат выдвигается на должность тем или иным коллективом людей, а затем в соответствии с принятым Положением избирается (выборы) либо назначается (утверждается) на должность соответствующим коллегиальным органом или органом управления. Трудовым законодательством также предусматривается направление на работу в счет установленной квоты (инвалиды), и, наконец, это может быть решение суда, обязывающее заключить трудовой договор. Все указанные акты закреплены в ст. 16 ТК и, соответственно, раскрываются в ст. ст. 17 — 19 ТК. Эти акты могут порождать трудовые правоотношения лишь в совокупности с трудовым договором, заключенным в результате выборов, конкурса, назначения (утверждения в должности), направления на работу в счет установленной квоты. ТК выделяет фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя, свидетельствующее о наличии трудового договора, который надлежащим образом не оформлен в письменной форме. Каждый из указанных актов в совокупности с трудовым договором является основанием возникновения трудовых правоотношений. Эти основания именуются как «сложные юридические составы», включающие трудовой договор и указанные акты, совершаемые в определенной последовательности.

Назначение, избрание, утверждение физического лица в качестве руководителя осуществляется полномочным органом. Например, генеральный директор (директор) акционерного общества избирается общим собранием акционеров или назначается советом директоров (наблюдательным советом) — в зависимости от того, как эта процедура определена уставом общества. При заключении трудового договора с руководителем стороной в этом договоре является организация, которая с момента регистрации выступает как юридическое лицо, обладающее трудовой правосубъектностью. Какие органы вправе подписывать трудовой договор с руководителем организации (предприятия, акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), должно быть определено в уставе, решениях органа управления и т.п. Например, руководители обществ с ограниченной ответственностью избираются на общем собрании, что служит основанием заключения с ними трудового договора. В учредительном договоре общества, протоколе общего собрания его участников определяется, кто от имени общества подписывает с избранным руководителем трудовой договор.

Однако необходимо иметь в виду, что в случае нарушения процедуры проведения общего собрания, а также в случае иных нарушений принятые решения могут быть оспорены в суде. Следовательно, решение общего собрания участников общества (или акционеров) об избрании руководителя общества может быть признано судом незаконным, если было допущено нарушение при его проведении.

Комментируемая статья не содержит норм, регламентирующих вопросы содержания трудового договора с руководителем организации. Следовательно, нужно руководствоваться ст. 57 ТК, которая в новой редакции содержит перечень условий, подлежащих включению в трудовой договор. Отныне в нем должны быть предусмотрены данные о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о представителе работодателя, подписавшего трудовой договор и некоторые другие. Кроме того, вместо ранее используемых понятий применительно к условиям трудового договора «существенные и иные» введены новые понятия условий трудового договора «обязательные и дополнительные». В случае невключения в текст трудового договора какого-либо из обязательных условий оно должно быть включено путем дополнительного соглашения сторон или посредством приложения к трудовому договору. Так же как и трудовой договор, приложение к нему или соглашение сторон оформляется в письменной форме и в дальнейшем является неотъемлемой частью трудового договора.

При приеме на работу руководителя федерального унитарного предприятия право заключения трудового договора с ним предоставлено федеральным органам исполнительной власти. Это, в частности, предусмотрено подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» , а примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия утвержден Приказом Минэкономразвития России N 49 . Этот примерный трудовой договор содержит все необходимые условия: обязательные и дополнительные.

Как правило, приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия предшествует прохождение конкурса.

В частных организациях руководитель может быть принят на работу по трудовому договору, заключаемому с ним собственником имущества этой организации или лицом (органом), уполномоченным собственником на заключение трудового договора.

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

Назад | | Вверх