Ст1823 ч1 коап

Автор: | 13.01.2019

ПравоВед.by — Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

Популярные вопросы:

гарантии молодому специалисту

ЗНБМ по 328 ч.1

Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий

Субсидия по 240 указу

Работодатель отказывает в увольнении

Заявление отказа от договора оказания услуг

Военная служба

Сирота с видом на жительство

Оплата за исполнение обязанностей по вакантной должност .

Пенсия многодетной гражданки РФ

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.

18.23 КОАП РБ часть 1

добрый день. Гуляли 5-ом по городу, нас догоняют 3-е патрульных, старший патруля старшина. Представился невнятно, на просьбу представится нормально, ответил -: » я уже представился», при этом 2-е патрульных не представились.
Говорят, что двое из нас нарушили ПДД, перешли светофор на красный свет. На самом деле, они начали переходить дорогу на моргающий зеленый сигнал светофора, и закончили переходить через секунду, после того, как загорелся красный. Вызвали ГАИ. Приехала патрульная машина ГАИ, остановилась на пешеходном переходе, ближе 15 метров от перекрестка, без аварийки. Вышел капитан, нам не представлялся, переговорил со старшиной. Предложил сесть в машину, при этом машина ГАИ уже отъехала на парковку недалеко. После того, как один из нас сел в машину, начал выписывать штраф, при этом не взирая на наши протесты, просьбу предоставить свидетелей наших правонарушений. В итоге, заставили заплатить 1 базовую величину, угрожая, что заплатим три базовые величины, если не согласимся оплатить на месте.
Мы не согласны с этим правонарушением, куда нам обратится, хотим добиться правды, и чтобы, сотрудники правоохранительных органов ответили за свои правонарушения.
Спасибо !

Теги данного вопроса:

Если Вам нужна срочная правовая помощь.

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен.

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей.

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня.

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права.

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филанович Ирины Николаевны.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2210.

Телефон +375 29 145-45-19.

Ст1823 ч1 коап

1. Ю. В. Гродецкий, канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков ПОНЯТИЕ НЕПРАВОМЕРНОЙ ВЫГОДЫ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ УКРАИНЫ

Ю. В. Гродецкий, канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков, ПОНЯТИЕ НЕПРАВОМЕРНОЙ ВЫГОДЫ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ УКРАИНЫ

Статья посвящена исследованию нового для уголовного права Украины понятия «не-правомерная выгода», выделены его признаки. Предложено более совершенное определение этой правовой категории.
Ключевые слова: неправомерная выгода, должностные преступления.

Понятие «неправомерная выгода» является новым для уголовного права Украины, а потому исследование его содержания и признаков имеет первоочередное значение.
Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правона-рушения» от 11 июня 2009 г., № 1508-VI [4; 2009. — № 53. — Ст. 1824] Уголовный кодекс Украины (далее — УК) был допо-лнен новым разделом VІІ-А «Преступления в сфере служебной деятельности в юридических лицах частного права и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг» и внесены изменения в ряд статей этого Кодекса. Именно данным Законом в УК было введено новое понятие — «неправомерная выгода». Для преступлений, которые были предусмотрены статьями 2354, 2355, 3681 и 3691 УК, неправомерная выгода выступала предметом престу-пления, а для преступлений, которые были предусмотрены статьями 2351 и 2353 УК, использовалась при описании цели преступления.
Определение рассматрива-емой категории было приведено в п. 1 примечания к ст. 2351 УК, согласно которому неправо-мерная выгода — это денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги материального или нематериального характера, которые без законных на то оснований обе-щают, предлагают, предостав-ляют или получают бесплатно или по цене, ниже минимальной рыночной.
Введение в действие отмеченных норм было доста-
точно сложным. Несколько
раз дата вступления их в силу переносилась, а срок действия вообще стал рекордно малым для уголовного законодатель-ства — с 1 до 5 января 2011 г. В указанном Законе отмечалось, что он вводится в действие одновременно с введением в действие Законов Украины «О началах предотвращения и про-тиводействия коррупции» от 11 июня 2009 г., № 1506^1 [4; 2009. — № 53. — Ст. 1822] и «Об ответ-ственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» от 11 июня 2009 г., № 1507-VI [4; 2009. — № 53. — Ст. 1823]. Последними изменениями к ним устанавли-валось, что они вводятся в дей-ствие с 1 января 2011 г. Впрочем, в соответствии с Законом «О признании утратившими силу некоторых законов Украины относительно предотвращения и противодействия коррупции» от 21 декабря 2010 г., № 2808- VI [4; 2011. — № 1. — Ст. 2] все три названных закона утратили силу со дня его опубликования, которое состоялось впервые в газете «Голос Украины» 5 января 2011 г. Следовательно, все три закона от 11 июня 2009 г были введены в действие с 1 января 2011 г., действовали 1, 2, 3 и 4 января 2011 г. и утратили силу с 5 января 2011 г. Именно эти 4 дня термин «неправомерная выгода» впервые стал частью действующего уголовного законодательства Украины. Конечно, что за эти несколько дней никакого весомого влия-ния на правоприменительную практику эти новации не осуще-ствили.
В последующем законо-датель не отказался от опери-рования исследуемым поня-тием. Уже 7 апреля 2011 г был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правона-рушения» № 3207-У! [4; 2011. — № 44. — Ст. 1765], который вернул эту правовую категорию в УК. Данным Законом разд. XV!! Особенной части УК был изложен в новой редакции, в соответствии с которой Кодекс был дополнен ст. 3641, которая содержит примечание с пояс-нением такого содержания: «В статьях 3641 3652 , 3682 , 3683, 3684, 3692 настоящего Кодекса под неправомерной выгодой следует понимать денежные средства либо иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы,
которые без законных на то оснований обещают, предла-гают, предоставляют или полу-чают бесплатно или по цене, ниже минимальной рыночной». Заметим, что аналогичные
формулировки используются и в других отраслях права (см.: прим. 2 к ст. 1722 КУАП, абз. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О началах предотвращения и противодействия коррупции»
от 7 апреля 2011 г., № 3206-У! [4; 2011. — № 44. — Ст. 1764], то есть понятие неправомерной выгоды является сквозным и имеет системный межотрасле-вой характер.
В статьях 3682 , 3683, 3684, 3692 УК неправомерная выгода является предметом преступле-ний, предусмотренных этими статьями, в статьях 3641 и 3652 УК она применяется для опи-сания цели преступления, а в ст. 370 УК — как характеристика отдельных признаков прово-кации коммерческого подкупа. Толкование этой категории в примечании к ст. 3641 УК не содержит указания на ст. 370 УК, однако нет никаких оснований считать, что содержание понятия «неправомерная выгода» в этой статье отличается от при-веденного в названном приме-чании.
Современная интерпрета-ция рассматриваемой категории несколько изменилась по срав-нению с предыдущей, которую содержал п. 1 примечания к ст. 2351 УК. Вместе с правками редакционного характера новая ее трактовка имеет и иные отли-чия. Например, услуги отра-жаются уже без указания на 2 их вида — материального или нематериального характера, а перечень ценностей, с помощью которых раскрывается содер-жание неправомерной выгоды, дополнен нематериальными активами.
Анализ указанной дефи-ниции исследуемого понятия позволяет выделить такие его признаки: а) перечень ценнос-тей (благ) — денежные средства или иное имущество, пре-имущества, льготы, услуги, нематериальные активы;
б) перечень возможных деяний с этими ценностями — их обе-щают, предлагают, предостав-ляют или получают; в) указание на незаконность — без законных на то оснований; г) стоимостные характеристики ценностей — бесплатно или по цене, ниже минимальной рыночной.
Понимая недостатки пере-чня ценностей в предыдущей формулировке неправомерной выгоды (п. 1 примечания к ст. 2351 УК), законодатель в примечании к ст. 3641 УК сделал попытку его усовершенствовать, однако и новое определение не лишено некоторых недостатков, что можно установить, исследуя содержание отдельных терми-нов, которые в него входят. По своей природе они не являются уголовно-правовыми, что предопределяет необходимость обратиться к нормам иных отраслей права. Изучение последних определенной ясности в содержание понятия неправомерной выгоды, к сожалению, не вносит. Например, в п. 2.1 гл. 2 разд. I Инструкции о порядке составле-ния и обнародования финансо-вой отчетности банков Украины, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 7 декабря 2004 г., № 598 и зарегистриро-ванной в Министерстве юстиции Украины 28 декабря 2004 г., № 1660/1025 [4; 2004. — № 52. — Ст. 3456], денежные средства толкуются как наличные средства в кассе и депозиты до востребования. А в п. 4 разд. I Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Представление финансовой отчетности», утвержденного приказом Министерства финансов Украины 28 декабря 2009 г., № 1541 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 20 января 2011 г., № 95/18833 [4; 2011. — № 9. — Ст. 424], под денежными средствами пони-мается наличность, средства на счетах в органах Государствен-ного казначейства Украины, в банках и депозиты до востре-бования. Как видим, последнее толкование к денежным сред-ствам добавляет еще и сред-ства на счетах в органах Госказ-
начейства Украины и в банках. В правовых актах разного уровня существует около 10-ти трактовок термина «денежные средства» и каждое из них имеет свою специфику. Так, в Гражданском кодексе Украины «денежные
средства» и «деньги» использу-ются в качестве равнозначных понятий (см., например, ст. 192 ГКУ). При таких условиях уста-новить четкое понимание кате-гории «денежные средства» достаточно проблематично.
Следующий термин в иссле-дуемом перечне ценностей
— это имущество. В соответ-ствии с ч. 1 ст. 190 ГК Украины имуществом как особенным
объектом считаются отдельная вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности. Иначе трактуется данное понятие в ч. 1 ст. 139 Хозяйственного кодекса Украины: это совокупность
вещей или других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стои-мостное определение, произво-дятся или используются в дея-тельности субъектов ведения хозяйства и отображаются на их балансе или учитываются в иных предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектов. В последней дефи-ниции имущество поглощает нематериальные активы, а в примечании к ст. 3641 УК эти 2 понятия стоят в одном перечне, что свидетельствует об их самостоятельности.
Законодательство Украины предусматривает еще около двух десятков трактовок тер-мина «имущество». К тому же есть смысл отметить, что Кон-венция ООН против коррупции, подписанная от имени Украины 11 декабря 2003 г. и ратифи-цированная (с заявлениями) Законом Украины от 18 октября 2006 г., № 251М [4; 2010. — № 10. — Ст. 506] в п. «Ь» ст. 2 тоже содержит формулировку имущества, к которому относит любые активы, материальные или нематериальные, подвижные или неподвижные, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или активы, подтверждающие право собственности на них или инте-рес в них. В связи с этим воз-никает проблема выбора одно-значного исходного толкования. Такая ситуация, опять же, не способствует установлению четкого содержания понятия «имущество». Сложность возникает и относительно выяснения содержания конструкции
«нематериальные активы», которая в законодательстве определяется с помощью двух десятков различных трактовок.
В отличие от вышерассмот-ренных, толкование следующих из исследуемого перечня цен-ностей понятий — «преимуще-ства» и «льготы» — не имеют такого многообразия. Однако существующие дефиниции вряд ли можно использовать в данном случае. Так, нам уда-лось установить в законода-тельстве лишь одно определе-ние термина «преимущества», под которым понимают право на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения (см.: абз. 56 п. 1.10 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10 октября 2001 г., № 1306 [4; 2001. — № 41. — Ст. 1852]). Даже без анализа понятно, что с целью углубленного изучения исследуемой категории «неправомерная выгода» им пользоваться не следует. Еще хуже ситуация обстоит с выяснением содержания термина «льготы». Несмотря на его значительное распро-странение в законодательстве и в правоприменительной прак-тике, общего его нормативного толкования не существует.
В Налоговом кодексе Украины (далее — НКУ) в п. 30.1 ст. 30 приведена трактовка налоговой льготы, а в подп. 14.1.120 п. 14.1 ст. 14 — нематериальных активов. А вот в п. 1.1 ст. 1 говорится, что НКУ регулирует отношения, воз-никающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые взимаются в Украине, порядок их администрирования, а также их плательщиков, их права и обязанности, компе-тенцию контролирующих орга-нов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля и ответственность за нарушение налогового законо-дательства. Вот почему возни-кают сомнения относительно возможности применения наз-ванных дефиниций в уголовном праве. Например, освобожде-ние от уплаты коммунальных платежей в домах ведомствен-ного жилищного фонда как раз-новидность льгот в правовой литературе относят к неправо-мерной выгоде [2, с. 259], хотя понятием «налоговая льгота» оно не охватывается.
Сложность возникает также со стоимостной характеристикой некоторых льгот. В частности, основаниями их предоставления являются особенные заслуги перед Родиной (ветеран войны, ветеран труда, участник боевых действий, лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы), семейные отно-шения (мать), наличие заболе-вания (инвалид). Все они пред-оставляют право пользования льготами, но лицо их приобре-тает не в обмен на деньги или иные материальные ценности, а потому такие льготы не могут быть выражены в денежном эквиваленте. Нельзя деньгами оценить и такие социальные статусы, как «ветеран войны», «участник ликвидации послед-ствий аварии на Чернобыльской АЭС», однако они предостав-ляют определенные льготы по уплате коммунальных услуг, бесплатному лечению, проезде в городском транспорте и т. п. Следовательно, невозможно установить стоимостные харак-теристики льгот, которые лицо получает при наличии указанных оснований. Можно измерить то, что лицо получило при пользовании льготами, но сами они, как правило, денежного измерения не имеют. Иными словами, невозможно определить такой обязательный признак неправомерной выгоды, как бесплатность, или цену, ниже минимальной рыночной, в результате чего указанные льготы нельзя будет относить к неправомерной выгоде.
Последнее понятие из исследуемого перечня — услуги. Гражданский кодекс Украины в разд. . «Отдельные виды обязательств» содержит гл. 63 «Услуги. Общие положения», из названия которой вытекает, что входящие в нее нормы, должны раскрывать содержание понятия «услуги». Однако в
ч. 1 ст. 901 ЦК приводится лишь толкование договора о пред-оставлении услуг: «По договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязу-ется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить
услугу, которая потребляется в процессе совершения опред-еленного действия или осу-ществления определенной дея-тельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указан-ную услугу, если иное не уста-новлено договором ». Зато п . 17 ст. 1 Закона Украины «О защите прав потребителей» [5] содержит необходимую дефиницию: «Услуга — деятельность исполнителя по предоставлению (передаче) потребителю определенного договором известного материального или нематери-ального блага, осуществляемая по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворе-ния его личных потребностей». Отметим, что законодательство Украины знает еще около пятидесяти формулировок разнообразных услуг.
Нужно также отметить, что раскрытие содержания любой языковой конструкции с помо-щью установленного перечня относительно узких по содер-жанию других терминов несет в себе риск оставления за преде-лами случаев, которые по своей природе и значимости должны охватываться определяемым понятием, но существующий перечень не позволяет этого сделать (например, за пред-елами остаются ситуации стра-хования и выполнения работ).
Итак, следует признать, что перечень ценностей (благ) в трактовке неправомерной выгоды в примечании к ст. 3641 УК является несовершенным по следующим причинам: (1) понятия, в него входящие, имеют в законодательстве разные определения; (2) боль-шинство из этих интерпретаций рассчитаны совсем на иную (не уголовно-правовую) сферу правового регулирования, (3) некоторые разновидности названных законодателем ценностей (благ) не имеют стоимостных характеристик, что делает невозможным их отнесе-ние к категории «неправомерная выгода»; (4) отдельные понятия перекрещиваются по содержа-нию, что свидетельствует об их системной несогласованности;
(5) за пределами перечня оста-лись случаи, которые по своей природе и значимости должны были бы к нему относиться.
Опираясь на изложенное, предлагаем заменить суще-ствующий перечень более совершенным, выделив сначала существенные его признаки. Во-первых, денежные средства, иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы по своей сути являются ценностями (благами). Во-вторых, в этом перечне законодатель сосредоточил ценности, принадлежащие к 2-м сферам, — материальной и нематериальной. В-третьих, как уже подчеркивалось, понятия из этого перечня не являются, соб-ственно, уголовно-правовыми. Считаем, что в данном случае можно позаимствовать из других отраслей права более удачные языковые конструкции.
Получение выгоды путем использования денежных
средств, иного имущества, преимуществ, льгот, услуг, нематериальных активов
охватывается сферой граждан- ско-правовового регулирования. В уголовное право при таких условиях не нужно вводить понятия, уже установленные другими отраслями права. Опе-рирование едиными по содер-жанию межотраслевыми тер-минами помогает установлению системных правовых связей, устраняет противоречия и спо-собствует эффективной пра-воприменительной практике. Гражданский кодекс Украины, как основной правовой акт гражданского права, в ст. 177 наводит трактовку видов объектов гражданских прав, под которыми понимаются вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, иное
имущество, имущественные права, результаты работ, услуги, результаты интеллек-туальной, творческой дея
тельности, информация, а также иные материальные и нематериальные блага. В конце этой дефиниции указаны наиболее общие категории, с помощью которых можно опи-сать все объекты гражданских прав, — материальные и нематериальные блага. Пред-ставляется, что это наиболее удачное словосочетание, которым можно заменить пере-чень ценностей в определении неправомерной выгоды в при-мечании к ст. 3641 УК.
Вторым признаком непра-вомерной выгоды является перечень возможных деяний с ценностями: их обещают, пред-лагают, предоставляют или получают. Целесообразность выделения этого признака вызывает сомнения. Исследу-емое понятие должно харак-теризоваться совокупностью существенных признаков, под которыми в логике понимают те из них, «без которых сам предмет суждения не может существовать» [3, с. 53]; при-знаки же второстепенные, несущественные не должны включаться в его дефиницию. А категория «неправомерная выгода» как предмет суждения может функционировать и осо-знаваться отдельно от других и без названного признака. К тому же указание на деяние характеризует не саму неправо-мерную выгоду, а скорее лицо и его поступок. При любой опера-ции — обещании, предложении, предоставлении или получении неправомерной выгоды — свой-ства последней не изменяются. Осуществление таких операций или их отсутствие не влияет на вид выгоды и на ее признаки. Следовательно, второй признак не является существенным и может быть исключен из этого понятия без всякого вреда для него.
Исследование статей 3682, 3683, 3684 и 3692 УК позволяет выделить дополнительный аргу-мент в пользу устранения вто-рого признака неправомерной выгоды. В этих преступлениях законодатель установил такие виды деяний: предложение,
предоставление (ч. 1 ст. 3683, ч. 1 ст. 3684, ч. 1 ст. 3692 УК), передача (ч. 1 ст. 3683, ч. 1 ст. 3684 УК), получение (ч. 1 ст. 3682, ч. 3 ст. 3683, ч. 3 ст. 3684, ч. 2, 3 ст. 3692 УК). В трактова-нии неправомерной выгоды (примечание к ст. 3641 УК) тоже предусмотрены виды деяний, которые можно совершить с ценностями (благами): их обе-щают, предлагают, предостав-ляют или получают. Сравнение этих 2-х перечней показывает их несогласованность между собой. В первом указывается на передачу, тогда как во втором ее нет; второй перечень предусматривает обещание, о котором не упоминается в первом. Самый простой путь избавиться такого несоответствия — исключить указание на перечень деяний из официального толкования неправомерной выгоды.
Кроме того, обнаруженная несогласованность значительно осложняет понимание содержания отдельных норм. Если, к примеру, с целью раскрытия сущности нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 3692 УК, заменить понятие «неправомерная выгода» на его полную трактовку из при-мечания к ст. 3641 УК, образу-ется следующая диспозиция:
«1. Предложение или предоставление денежных средств или иного имущества, преимуществ, льгот, услуг, нематериальных активов, которые без законных на то оснований обещают, пред-лагают, предоставляют или получают бесплатно или по цене, ниже минимальной рыночной, лицу, которое пред-лагает или обещает (соглаша-ется) за такую выгоду повлиять на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государ-ства» [курсив автора — Ю. Г.].
Из приведенного непонятно, кто же именно должен предлагать или предоставлять неправомерную выгоду; идет речь об одном лице или о нескольких, которые должны предлагать или предоставлять последнюю. Предоставление, как одно из видов деяний исследуемого преступления, предусмотрено также еще и как признак неправомерной выгоды. Другое понятие употребляется в 3-х вариациях — предложение, предлагают, предлагает. Четкость правовых понятий, их смысловая однозначность — необходимая
предпосылка справедливых нормативно правовых решений [1, с. 80]. В приведенном случае это требование не соблюдено. Вот почему с целью упрощения понимания указанных выше уголовно-правовых норм суще-ствующую дефиницию конструк-ции «неправомерная выгода» следует заменить на более про-стую и совершенную, в которой перечень возможных деяний с ценностями необходимо устра-нить.
Третий признак неправо-мерной выгоды — это отсутствие законных оснований для уста-новления цены, ниже минималь-ной рыночной, или непримене-ние стоимостного определения ценностей (благ), которые обе-щают, предлагают, предостав-ляют или получают. В исследуе-мом толковании неправомерной выгоды указание на незакон-ность является обязательным, с чем необходимо согласиться. Исключение из него перечня деяний значительно упростит и понимание незаконности как отдельного признака, который при этом нисколько не потеряет своего предыдущего значения. С учетом этих рассуждений содержание рассматриваемого признака станет таким: отсут-ствие законных оснований для установления цены, ниже мини-мальной рыночной, или непри-менение стоимостного опреде-ления ценностей (благ). В самой же дефиниции термина «непра-вомерная выгода» признак незаконности целесообразно указывать так, как это сделал законодатель — «без законных на то оснований».
Четвертый признак
неправомерной выгоды — стоимостные характеристики ценностей (благ), которые зако-нодатель описал с помощью 2-х видов, — бесплатные ценности (блага) и ценности (блага), цена которых является ниже мини-мальной рыночной.
В подп. 14.1.13 п. 14.1 ст. 14 НКУ содержится трактовка, которая по содержанию ближе всего к понятию бесплатных ценностей (благ), — бесплатно предоставленные товары,
работы, услуги: а) товары, предоставляемые согласно договору дарения, другим дого-ворам, по которым не пред-усматривается денежная или иная компенсация их стоимости или их возвращения, либо без заключения таких договоров;
б) работы (услуги), выполняемые (предоставляемые) без выдви-жения требования относительно компенсации их стоимости;
в) товары, переданные юриди-ческому или физическому лицу на ответственное хранение и использованные им. Из этого определения вытекает, что одна из главнейших характеристик бесплатности — отсутствие компенсации стоимости. Считаем, что эту характеристику целесообразно позаимствовать для совершенствования четвертого признака неправомерной выгоды.
Содержание второго вида — ценностей (благ), цена которых является ниже минимальной рыночной, понять достаточно сложно.
Во-первых, в соответ
ствии со ст. 7 Закона Украины от 21 июня 2012 г., № 5007^1 «О ценах и ценообразовании» [4; 2012. — № 58. — Ст. 2309] свободные цены устанавлива-ются по согласованию сторон субъектами хозяйствования самостоятельно на все товары, кроме тех, относительно которых осуществляется госу-дарственное регулирование цен. Это значит, что стороны вправе устанавливать те цены, о которых они договорились. Единственным ограничением являются цены и тарифы, регулируемые государством. Во многих случаях информация о ценах на продукцию, товары и услуги закрыта, поскольку стороны не заинтересованы в ее распространении, а потому иногда бывает достаточно сложно установить, какая же цена является минимальной.
Во-вторых, этот показатель нельзя применить ко всему перечню ценностей (благ) в определении неправомерной выгоды. Цена — это выраженный в денежной форме эквивалент единицы товара (см.: п. 15
ч. 1 ст. 1 указанного Закона). Конечно, что этот вид ценностей (благ), как денежные средства, не может иметь такого отдельного признака, как выражение в денежной форме.
В-третьих, правила уста-новления цен, являющихся ниже минимальных рыночных, — достаточно сложны и предназначены только для отдельных отраслей права. Так, в соответствии с подп. 14.1.219 п. 14.1 ст. 14 НКУ рыночная цена — это цена, по которой товары (работы, услуги) пере-даются другому владельцу при условии, что продавец желает их передать, а покупатель получить добровольно. При этом обе стороны взаимно независимы юридически и фак-тически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также о ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсут-ствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сравниваемых экономических (коммерческих) условиях.
Для полного раскрытия содержания понятия «рыночная цена» нужно сначала опред-елить такие категории, как «идентичные товары (работы, услуги)» и «однородные (подобные) товары (работы, услуги)». Согласно подп. 14.1.80 п. 14.1 ст. 14 НКУ идентичные товары (работы, услуги) —
товары (работы, услуги), имею-щие одинаковые характерные для них основные признаки. Под идентичными понимаются товары, имеющие одинаковые признаки с оцениваемыми това-рами, в том числе: физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна производства (происхождения), производитель. Однородные (подобные) товары (работы, услуги) — товары (работы,
услуги), которые не являются идентичными, но имеющие похожие характеристики и состоящие из похожих компонентов, в
результате чего они выполняют одинаковые функции по срав-нению с оцениваемыеми това-рами и считаются коммерчески взаимозаменяемыми. Для
определения товаров в каче-стве однородных (подобных) учитываются такие признаки: качество и деловая репутация на рынке, наличие торговой марки, страна производства (происхождения), производи
тель, год производства, новый или бывший в употреблении, срок годности (подп. 14.1.131 п. 14.1 ст. 14 НКУ).
Однако применение этих многочисленных требований при установлении рыночной цены все же не даст надле-жащего результата, если речь будет идти об уникальных цен-ностях (благах). На них эти нормы не распространяются. Кроме того, указанные положе-ния НКУ определяют рыночную цену без указания на ее мини-мальную величину. Для понима-ния же неправомерной выгоды этого недостаточно. Следует помнить и о том, что НКУ не рассчитан на регулирование уголовно-правовых отноше
ний, а его нормы изменяются значительно быстрее по срав-нению с нормами уголовного права. Если в последних будут использоваться без необходи-мости нормы налогового права, в будущем это может привести к непредсказуемым изменениям содержания норм УК.
Выходом из достаточно сложной ситуации при установ-лении стоимостной величины ценностей (благ) может быть замена этого показателя на более простую конструкцию высшего уровня обобщения. Отправным для ее формули-ровки целесообразно взять термин «компенсация», часто используемый при установле-нии стоимостных характеристик. Следовательно, указанный признак может иметь такое содержание: не предусматри-вается компенсация стоимости ценностей (благ) или такая ком-пенсация предусматривается лишь частично.
Таким образом, с учетом изложенного дефиницию в при-мечании к ст. 3641 УК предла-гаем заменить следующей: «Под неправомерной выгодой следует понимать материальные и нематериальные блага, по которым без законных на то оснований не предусматри-вается компенсация их стои-мости или такая компенсация предусматривается лишь час-тично». На основании этого определения можно выделить такие признаки неправомерной выгоды: (1) перечень
ценностей — материальные и нематериальные блага; (2) ука-зание на незаконность — без законных на то оснований; (3) стоимостные характеристики — не предусматривается компен-сация их стоимости или такая компенсация предусматрива-ется лишь частично. При этом первый признак раскрывает содержание понятия «выгода» путем указания на 2 ее виды — блага материальные и нематериальные. Третий при-знак является вспомогательным для второго, а вместе они объясняют, почему такая выгода является неправомер-ной. Этих признаков, считаем, достаточно, чтобы раскрыть все существенные моменты иссле-дуемой правовой категории.
Примечание к ст. 3682 УК также нуждается в определен-ном совершенствовании. В существующем виде оно сфор-мулировано неудачно: признак для установления неправомер-ной выгоды в значительном размере («на сумму, превышающую сто необлагаемых минимумов доходов граждан») размещен после слов «бесплатно или по цене, ниже минимальной рыночной». Следовательно, возможно такое толкование: сумма, превышающая сто необлагаемых минимумов доходов граждан, касается минимальной рыночной цены. Конечно, оно неправильно, но закон должен иметь высокий уровень законодательной техники, при котором трактовка содержания его положений должна быть однозначной. Исправить этот недостаток можно с помощью перестановки приведенных словосочетаний с учетом новой дефиниции «неправомерная выгода». На основании этого предлагаем такую формулировку указанного примечания: «Неправомерной выгодой в значительном размере считаются материальные и нематериальные блага на сумму, превышающую сто необлагаемых минимумов доходов граждан, по которым без законных на то оснований не предусматривается компенсация их стоимости или такая компенсация пред-усматривается лишь частично; в крупном размере — на сумму, превышающую двести необлагаемых минимумов доходов граждан; в особо крупном размере — на сумму, превышающую пятьсот необлагаемых минимумов дохо-дов граждан».

Список литературы: 1. Законодательная техника: науч.-практ. пособ. / — М.: Городец, 2000. — 272 с. 2. Кримінальне право України: особл. ч.: підруч. — 4-те вид., перероб. і доп. / за ред. В. В. Сташиса, В. Я. Тація. — Х.: Право, 2010. — 608 с. 3. Логіка: підруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / за заг. ред. В. Д. Титова. — Х.: Право, 2005. — 208 с. 4. Офіційний вісник України. 5. Про захист прав споживачів: Закон України від 12.05.1991 р., № 1023-ХІІ // Відом. Верхов. Ради УРСР — 1991. — № 30. — Ст. 379.
ПОНЯТТЯ НЕПРАВОМІРНОЇ ВИГОДИ У КРИМІНАЛЬНОМУ ПРАВІ УКРАЇНИ Гродецький Ю. В.
Стаття присвячена дослідженню нового для кримінального права України поняття «не-правомірна вигода», виділені його ознаки. Запропоновано більш досконале визначення цієї правової категорії.
Ключові слова: неправомірна вигода, службові злочини.
A CONCEPT OF ILLEGAL IS IN A CRIMINAL RIGHT OF UKRAINE Grodetskiy Yu. V.
The article is devoted research of new for the criminal law of Ukraine concept “Illegal benefit “, his signs are selected. More perfect definition of this legal category is offered.
Key words: illegal benefit, malfeasance.
Поступила в редакцию 09.10.2012 г.

Приказ МЧС России от 12.08.2016 N 431 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения»

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 12 августа 2016 г. N 431

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, ВКЛЮЧАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений» приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5919; 2016, N 13, ст. 1823.

1. Утвердить прилагаемые Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря — заместителя Министра Артамонова В.С.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Рекомендуемые нормативные правовые акты к разделам 1-3

Конституция Российской Федерации, статьи 30-32, 37, 39, 46;
Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 года с последующими изменениями и дополнениями, в том числе внесенными Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 84-ФЗ // Вед. ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007; СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2219, глава I;

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 и Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 4-ФЗ // Вед. ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 551; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1998.№ 22.CT.220;

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22 октября 1999 г. № 185-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124;

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 13 апреля 1999 г. № 75-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933;

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702;

Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Утверждено Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 // САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4934;

Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1595;

Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 41 «Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» // Вед. Мос. Думы. 1998. №1.

Нормативные правовые акты к разделу 4

Конституция Российской Федерации, статьи 30,31;

Кодекс законов о труде российской Федерации, глава XV, статьи 35, 37 и 2351;

Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ и 1 мая 1999 г. № 93-ФЗ // Вед. ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558; 1999. № 18. Ст. 2219;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 17 мая 1997 г. № 78-ФЗ и 19 июля 1998 г. № 112-ФЗ //СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; № 47; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // СЗ РФ. 1995.№48.Ст.4557;

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148;

Закон СССР от 17 июля 1983 г. «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» // Ведомости ВС СССР. 1983. №25. Ст. 302.

Нормативные правовые акты к разделу 5

Кодекс законов о труде РФ, статьи 5 и 7;

Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ и 1 мая 1999 г. № 93-ФЗ // Вед. ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558; 1999. № 18. Ст. 2219;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4557;

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст.2218;

Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229 // СЗ РФ. 1999. №46. Ст. 5572.

Нормативные правовые акты к разделу 6

Кодекс законов о труде РФ, глава III-A;

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 21 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г. № 85-ФЗ, 17 июля 1999 г. № 175-ФЗ, 20 ноября 1999 г. № 195-ФЗ //СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 18. Ст. 2211; № 29. Ст. 3696; № 47. Ст. 5613;

Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» // Вед. ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1488;

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г № 133-ФЗ II СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3466;

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, от 4 января 1999 г. № 5-ФЗ и от 17 июля 1999 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. № 38. Ст. 4562; 1998. № 31. Ст. 3803; 1999. № 2. Ст. 232. № 29. Ст.3693;

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2331;

Порядок регистрации безработных граждан. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 9 июля 1999 г. № 778 и 5 ноября 1999 г. № 1230 // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 2009; 1999. № 29. Ст. 3748; № 46. Ст. 5573;

Положение об организации общественных работ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 с изменениями и дополнениями от 12 ноября 1999 г. № 1247 // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3533; Российская газета. 1999. 24 ноября;

Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. № 4892-10 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» // Вед. ВС СССР. 1981. №21. Ст. 741;

Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите. Утверждены Постановлением Минтруда России от 6 февраля 1995 г. № 9//Официально не опубликованы;

Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 «О квотировании рабочих мест в г. Москве» // Вед. Моск. Думы. 1998. № 2.

Рекомендуемые нормативные правовые акты к разделу 7

Кодекс Законов о труде РФ;

Указ Президиума ВС СССР от 24 сентября 1974 г. № 310-1Х «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. № 40. Ст. 661;

Указ Президиума ВС СССР от 24 сентября 1974 г. № 311-1Х «Об условиях труда временных рабочих и служащих» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. №40. Ст.662;

Постановление CM РСФСР от 21 августа 1972 г. № 510 «Об изъятиях из правила об ограничении совместной службы родственников» // СП РСФСР. 1972. № 19. Ст.117;

Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. № 1111 «О работе по совместительству» с изм., внесенными 17 сентября 1990 г. Постановлением СМ СССР № 939 // Собрание постановлений Правительства СССР. 1988. № 33.Ст.93;

Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях. Утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162 в ред. от 2 августа 1985 г., с изм. и доп. от 31 марта 1987 г., 19 октября 1990 г. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1990. № 11;

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472;

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148;

Федеральный закон от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466;

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 18 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990;

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135;

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401;

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465;

Закон г. Москвы от 9 июля 1997 г. № 33 «Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию» // Ведомости Московской Думы. 1997. № 7;

Распоряжение Мэра Москвы от 19 августа 1999 г. № 896-РМ «О Временном порядке учета и оформления права на трудовую деятельность на территории города Москвы для отдельных категорий иностранных работников» // «Тверская, 13». 1999. № 40;

Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 2856;

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» с изм. от 12 ноября 1999 г., внесенными Постановлением Правительства РФ № 1247 // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3533;

Постановление Минтруда РФ от 23 июля 1998 г. № 29 «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта), отражающих специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 1998. № 9;

Приказ Минобразования РФ от 6 августа 1999 г. № 167 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 1999.27 сентября. № 39.

Рекомендуемые нормативные правовые акты к разделу 8

Кодекс Законов о труде РФ. Закон РФ от 15 января 1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» с изм. от 30 июля 1996 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993.18 февраля. № 7. Ст.247;

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 551; № 26. Ст. 957;

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., от 2 марта 1998 г. // Вед. СВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318;

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 18 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990;

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с изм. и доп. от 18 ноября 1998 г. // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168;

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. от 10 февраля 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №47. Ст. 4472;

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 17. Ст. 2002;

Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» с послед. изм.;

Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. Утверждена приказом Минздравмедпрома РФ от 19 октября 1994 г. № 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. № 21 с изменениями, внесенными приказом Минздравмедпрома РФ от 25 июня 1996 г. № 267 и Постановлением указанного Фонда от 25 июня 1996 г. № 66 // Бюлл. НАМиВ. 1995. № 1; Российские вести. 1996. № 197;

Письмо Минтруда РФ от 19 сентября 1996 г. № 2076-KB «О порядке суммирования дополнительных отпусков» // Экспресс-Закон. 1977. № 1.

Рекомендуемые нормативные акты к разделу 9

Кодекс Законов о труде РФ;

Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 869;

Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» с изм от 20 декабря 1996 г., 23 октября 1998 г. // СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 173;

Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» с изм. от 3 сентября 1997 г., 12 апреля 1996 г., 9 августа 1995 г.//СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 174;

Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» // СЗ РФ. 1996. №11. Ст. 1036;

Постановление Правительства РФ от 18 марта 1999 г. № 309 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» // СЗРФ. 1999 г. №13. Ст. 1605;

Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. и доп. от 27 февраля 1995 г.) // Российская газета. 1992. 28 октября;

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (принят Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367) // Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, ОК 016-94. Минтруд России, 1995;

Постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих»;

Постановление Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. № 89 «Об утверждении Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера» // Финансовая газета. 1995. № 33.

Рекомендуемые нормативные правовые акты к разделу 10

Кодекс Законов о труде РФ;

Постановление СМ СССР от 15 июля 1981 г. №677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность» с изм. от 12 июня 1989 г. // Собрание постановлений Правительства СССР. 1981. №21. Ст. 123;

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» с изм. от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 890;

Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №28. Ст.1064;

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с изм. от 21 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475;

Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР»// Бюлл. Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам. 1988. № 8;

Приказ Минфина РФ от 13 августа 1999 г. № 57н «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации» // Бюллетень — нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. №36;

Постановление Минтруда РФ от 29 июня 1994 г. № 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» // Российские вести. 1994. № 139;

Письмо Минфина РФ от 9 августа 1996 г. № 74 «О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 7 июля 1995 г. № 68 «О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 1994 г. № 116 «О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 1993 г. № 74 «О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок» // Финансовая газета. 1996. №39.

Нормативные правовые акты к разделу 11

Кодекс Законов о труде РФ;

Указ Президиума ВС СССР от 13 июля 1976 г. № 4204-IX «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» с изм. от 26 января 1983 г., 16 ноября 1983 г., 23 мая 1986 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 29. Ст. 427;

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14 сентября 1981 г. № 259/16-59 «Об утверждении перечня работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, условий ее применения и типового договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности» с изм. от 22 июня 1983 г., 26 сентября 1986 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1982. № 1;

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 г. № 447/24 «Об утверждении перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности» с изм. от 14 сентября 1981 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1978. № 4;

Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» с изм. от 22 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600;

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» //СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219;

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 марта 1983 г. № 1 «О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» с изм. от 21 декабря 1993 г., 25 октября 1996 г. // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1983. № 6; Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации». М.: Юрид. лит., 1994;

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» с изм. и дол. от 17 марта 1983 г., 1 декабря 1983 г., 23 сентября 1987 г. и 29 марта 1991 г. // Бюлл. Верховного Суда СССР. 1977. №6.

Нормативные правовые акты к разделу 12

Кодекс Законов о труде РФ;

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» с изм. от 18 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990;

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с изм. от 13 апреля 1999 г. // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224;

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472;

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» с изм. от 29 апреля 1994 г., 11 января 1995 г., 9 августа 1995 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5073;

Указ Президента РФ от 2 марта 1994г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» с изм. от 1 июня 1995 г., 6 января 1999 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 775;

Постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» с изм. от 25 декабря 1993г. 23 апреля 1996 г., 8 февраля 1999 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 9. Ст. 608;

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 744 «Об утверждении Устава о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии» // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3557;

Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций. Утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июля 1984 г. № 213 // Бюллетень Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.1984. № 11;

Приказ Минздрава СССР от 31 октября 1984 г. № 1240 » Об утверждении отраслевых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих учреждений, организаций, предприятий системы Минздрава СССР» //Официально не опубликован.

Нормативные правовые акты к разделу 13

Кодекс законов о труде РФ, глава Х;

Гражданский кодекс РФ, параграфы 1, 2 и 4 главы 59;

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №29. Ст.3702;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803; 1999. № 29. Ст. 3702;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» //СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803;

Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1595;

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. № 93 // Бюлл. Минтруда России. 1997. № 2;

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ»// СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1998;

Постановление Минтруда России от 7 июля 1999 г. № 19 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве» // Бюлл. Минтруда России. 1999. №7;

Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. № 51 // Бюлл. Минтруда России. 1999. № 2;

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Утверждены Постановлениями Минтруда России от 8-30 декабря 1997 года № 61-69, от 22 июля 1999 г. № 25 и № 26 // Бюлл. Минтруда России. 1998. №8-12; 1999. №1-9;

Рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении, организации. Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 30 января 1995 г. № 6 // Бюлл. Минтруда России. 1995. № 2;

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии. Утверждены Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. № 13 // Бюлл. Минтруда России. 1995. № 5;

Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда. Утверждены Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11 // Бюлл. Минтруда России. 1995. № 3;

Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. №64 // Бюлл. Минтруда России. 1994. № 11;

Типовое Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций. Утверждено Постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. № 65 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением от 9 апреля 1996 г. № 16 // Бюлл. Минтруда России. 1994. № 11;

Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда. Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 1 июля 1993 г. № 129 в редакции Постановления от 28 марта 1994 г. № 27 // Бюлл. Минтруда России. 1993. № 5,.

Методические указания по разработке правил и инструкций по охране труда. Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 1 июля 1993 г. № 129 в редакции Постановления от 28 марта 1994 г. № 27 // Бюлл. Минтруда России. 1993. № 5;

Положение о проведении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников. Утверждено приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 405 // Бюлл. Минтруда России. 1997. №2;

Перечень химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов. Утвержден Минздравом СССР от 4 ноября 1987 г. № 4430-87 // Официально не опубликован;

Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания. Утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 г. № 4/П-1 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями этих же органов от 18 августа 1980 г. № 240/П-9, 5 ноября 1981 г. № 311/П-11, 6 мая 1987 г. № 283/П-5, 28 мая 1987 г. № 774/П-13 // Бюлл. Госкомтруда СССР. 1979. № 7-9.

Нормативные правовые акты к разделу 14.

Кодекс законов о труде РФ, главы XI и XII;

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», ст. 10 // СЗ РФ. № 29. Ст. 3702;

Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» // Вед. ВС РСФСР. 1990. № 24. Ст. 287;

Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятий, учреждений, организаций» // Вед. ВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1329;

Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» // Вед. ВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2609;

Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // САПП РФ. 1993. №7. Ст. 566;

Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. № 1111 «О работе по совместительству» // СП СССР. 1988. № 33. Ст. 93;

Постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 года № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Бюлл. МТ РФ. 1999. № 7;

Основные положения о вахтовом методе организации работ. Утверждены Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями этих органов от 5 апреля 1988 г. № 185/10-7, от 28 сентября 1989 г. № 328/20-48 и от 17 января 1990 г. № 27/2-71// Бюлл. НАМиВ СССР. 1990. №8. С. 26;

Положение о порядке и условиях применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей. Утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июня 1984 года № 170/10-101 // Бюлл. ГКТ СССР. 1984. №9;

Положением об условиях труда надомников. Утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 сентября 1981 года // Бюлл. ГКТ СССР 1982. №1;

Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет. Утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 10 сентября 1980 г. № 283/П-9 // Официально не опубликован;

Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин. Утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июля 1978 г. № 240/П10-3 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями этих органов от с 26 марта 1987 г. № 184/П-4 и от 22 октября 1990 г. № 417/П-12. // Бюлл. Госкомтруда СССР. 1978. № 12; 1988. № 3; 1991. № 1;

Перечень должностей, связанных с подземными работами, на которых разрешается в порядке исключения применение женского труда. Утвержден Постановлением Госкомтруда СССР от 30 августа 1957 г. № 292 II Сборник нормативных актов о труде. М. :Юрид. лит., 1974. С. 829.

Нормативные правовые акты к разделу 15

Кодекс законов о труде РФ, глава ХIII;

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135;

Положение о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 г. с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Совета Министров СССР от 6 ноября 1986 г. № 1326 и 21 июня 1988 г. № 771, постановлением Кабинета Министров СССР от 15 июня 1991 г. № 367 // СП СССР. 1983. № 4. Ст. 13; 1987. № 2. Ст. 11; 1991.№ 16-17.

Рекомендуемые нормативные правовые акты к разделу 16

Кодекс Законов о труде РФ;

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» с изм. от 18 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // СЗ РФ. 1995. № 48.CT.4557;

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с изм. от 13 апреля 1999 г. // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224;

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472;

Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с изм. от 14 апреля 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792;

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» с изм. от 29 апреля 1994 г., 11 января 1995 г., 9 августа 1995 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5073;

Постановление Минтруда РФ от 27 марта 1997 г. № 16 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 1997. № 5;

Постановление Минтруда РФ от 12 марта 1997 г. № 11 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией» // Библиотечка Российской газеты. 1998. № 12;

Постановление Минтруда РФ от 27 марта 1997 г. № 17 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 1997. № 5;

Постановление Минтруда РФ от 17 декабря 1996 г. № 17 «О предоставлении подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по урегулированию коллективных трудовых споров» с изм. от 29 сентября 1997 г., 2 июня 1998 г., 7 сентября 1999 г. // Бюлл. Минтруда РФ. 1999. № 9

Нормативные правовые акты к разделу 17

Конституция Российской Федерации, ст. 45;

Кодекс законов о труде РФ, главы XV, XVII, статьи 37, 135-137, 254;

КоАП РСФСР, статьи 41, 411-414,210;

УК РФ, статьи 138,140,143,145,1451;

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», глава 4 // СЗ РФ. 1999.№ 29.CT.3702;

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 65-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.1650;

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148;

Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ и 19 ноября 1999 г. № 202-ФЗ // Вед. ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; Российская газета. 1999.24 ноября;

Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности. Утверждено распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г. № 283-рп с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжениями от 16 сентября 1993 г. № 636-рп и 26 июля 1995 г. № 350-рп // Вед. ВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1338; САПП РФ. 1993. № 38. Ст. 3519; Российская газета. 1995.2 августа;

Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России. Утверждено Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. № 234 // САПП РФ. 1993. № 8. Ст. 657;

Положение о Федеральной инспекции труда РФ (Рострудинспекции). Утверждено Указом Президента РФ от 20 июля 1994 г. № 1504 // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1476;

Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» // СЗ РФ. №38. Ст. 4546;

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 1999 г. № 161 «О предоставлении Министерству экономики РФ права осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности» // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 922;

Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3775;

Положение о государственном энергетическом надзоре в РФ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938 // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4037;

Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1217 «Вопросы Министерства здравоохранения Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями от 29 октября 1997 г. № 1365, 8 мая 1998 г. № 433 и 22 августа 1998 г. № 1002 // СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4926; 1997. № 44. Ст. 5084; 1998. № 19. Ст. 2131; № 35. Ст. 4106; 1999. № 15. Ст. 1823;

Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Утверждены Постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30 // Бюлл. Минтруда России. 1994. № 5.

Рекомендуемые нормативные правовые акты к разделу 18

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Официально не опубликован;

Устав Совета Европы (Лондон, 5 мая 1949 г.). Устав вступил в силу для Российской Федерации 28 февраля 1996 г. //Бюллетень международных договоров. 1997. № 5. С. 3; СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1390;

Устав Международной Организации Труда, измененный на конференции МОТ в Монреале в октябре 1946 года и вошедший в силу в 1948 году (с изм. и доп. от 4 июня 1986 г.) // Официально не опубликован;

Конвенция Международной Организации Труда № 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 23 марта 1998 г. № 35-ФЗ. Конвенция вступила в силу 17 января 1959 г. // Бюлл. междун. договоров. 1998. № 5;

Европейская социальная хартия (Турин, 18 октября 1961 г., новая редакция подписана 3 мая 1995 г.), Хартия основных прав работника (1989 г.) //Социальные права человека. Документы и материалы Совета Европы. Ч. 1. М., 1996.