Система преступлений против государственной власти

Автор: | 22.11.2018

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления — это предусмотренные статьями [285-293] гл. 30 УК общественно опасные деяния (действия или бездействие), осуществляемые умышленно или по неосторожности, подрывающие авторитет органов государственной власти (местного самоуправления) и причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам граждан, организаций, общества, государства.

Система преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления включает:

— преступления, совершаемые должностными лицами (см. ст. 285-287, 289, 290, частично ст. 292 и 2921, ст. 293 УК);

— преступления, совершаемые иными лицами (см. ст. 288, 291, 2911, частично ст. 292 и 2921 УК).

Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве авторитета органов власти и управления (любого уровня), а также доверия к ним со стороны граждан России и иных государств, в уничижении интересов государственной службы, а равно службы в органах местного самоуправления.

Основной объект преступных посягательств — интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Могут иметь место дополнительные объекты, например права и законные интересы граждан или организаций (см. ст. 2853, 288 УК), жизнь человека (см. ч. 3 ст. 293 УК). Возможны и факультативные объекты, например, свобода, честь, достоинство, здоровье человека (см. ст. 286, ч. 2 ст. 2861, ч. 2 ст. 293 УК); права и законные интересы граждан или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства (см. ст. 285, 286, 2861, ч. 2 ст. 292, ст. 293 УК).

Некоторые преступные посягательства предметны. Предметами могут быть документы или материалы, содержащие информацию, интересующую Совет Федерации или Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Счетную палату РФ (см. ст. 287 УК), деньги, ценные бумаги, иное имущество, передаваемые в качестве взятки (см. ст. 290- 2911 УК), целевые бюджетные средства или средства государственных внебюджетных фондов (см. ст. 2851, 2852 УК), документы, в которые внесены заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие действительное содержание этих документов (см. ст. 2853, 292 УК), паспорт, иные документы (см. ст. 2921 УК).

Объективная сторона составов преступлений выражается деянием, как правило, в форме действия, к которому относятся: а) нецелевое расходование бюджетных средств (см. ст. 2851 УК) или средств государственных внебюджетных фондов (см. ст. 2852 УК), а равно внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (см. ст. 2853 УК); б) превышение должностных полномочий (например, в случае применения следователем к допрашиваемому лицу физической силы (см. ст. 286 УК)); в) присвоение полномочий должностного лица (например, бухгалтером полномочий главного бухгалтера и подписании от его имени важных документов (см. ст. 288 УК)); г) незаконное участие в предпринимательской деятельности (например, приобретение мэром города торгового предприятия и предоставление последнему льгот и преимуществ вне конкурсной основы (см. ст. 289 УК)); д) служебный подлог (например, внесение начальником отдела кадров организации заведомо ложных сведений в трудовую книжку служащего (см. ст. 292 УК)); е) дача взятки (см. ст. 291 УК) посредничество в ее передаче (см. ст. 2911 УК) или получение таковой (см. ст. 290 УК) за выполнение или невыполнение каких-либо действий должностным лицом по службе.

В некоторых случаях возможно преступное бездействие (см. ст. 2861 УК). А такие деяния, как злоупотребление должностными полномочиями (см. ст. 285 УК), неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации или Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Счетной палате РФ (см. ст. 287 УК), незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (см. ст. 2921 УК), халатность (см. ст. 293 УК), могут осуществляться посредством и активного, и пассивного преступного поведения.

По законодательной конструкции составы преступлений, предусмотренные ч. 3 ст. 285, ч. 3 ст. 2853, ст. 2921, ч. 2, 3 ст. 293 УК, являются материальными; ст. 2851, 2852, ч. 1, 2 ст. 287, ст. 289-2911, ч. 1 ст. 292 УК — формальными, а ч. 1, 2 ст. 285, ч. 1,2 ст. 2853, ст. 286, 286<, ч. 3 ст. 287, ст. 288, ч. 2 ст. 292, ч. 1 ст. 293 УК - формально-материальными.

Для квалификации деяния как преступления могут иметь значение способы его совершения: групповой (см. п. «а» ч. 2 ст. 2851, п. «а» ч. 2 ст. 2852, ч. 2 ст. 2853, ч. 2 ст. 2861, п. «б» ч. 3 ст. 287, п. «а» ч. 5 ст. 290, п. «а» ч. 4 ст. 291, п. «а» ч. 3 ст. 2911 УК), насилие или угроза его применения (см. п. «а» ч. 3 ст. 286 УК), вымогательство (см. п. «б» ч. 5 ст. 290 УК). Такое же значение могут иметь средства совершения преступления: оружие или специальные средства (см. п. «б» ч. 3 ст. 286 УК).

Субъект преступных посягательств, как правило, специальный, т.е. должностное лицо, в том числе сотрудник органа внутренних дел (см. ст. 2861 УК), а при совершении преступления, предусмотренного ст. 288, частично ст. 292 и 2921 УК, — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Лишь ст. 291 и 2911 УК содержат указание на общий субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной, как правило, в форме умысла. Неосторожное психическое отношение лица к осуществленному им общественно опасному деянию проявляется лишь в составах преступлений, отраженных в ч. 2 ст. 2921, ст. 293 УК.

Для квалификации деяния как преступления могут иметь значение мотивы его совершения, например корыстная или иная личная заинтересованность (см. ст. 285, 292 УК).

Преступления против государственной власти

Нормы о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства содержатся в гл. 29 УК РФ, открывающей разд. 10 Кодекса.

Родовым объектом данных преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства, нормальное функционирование государственных органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, а также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства.

Непосредственный объект многих составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства совпадает с видовым объектом, за исключением составов преступлений, предусмотренных ст. 283 и 284 УК РФ.

Объективная сторона преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства характеризуется действиями.

Составы преступлений в основном сконструированы как формальные, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 283 и 284 УК РФ, которые имеют материальные составы.

Субъективная сторона почти всех рассматриваемых преступлений характеризуется только прямым умыслом. Исключение составляют преступления, предусмотренные ст. 283 и 284 УК РФ и предполагающие неосторожную форму вины.

Субъектом преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта.

В теории уголовного права преступления против государственной власти условно делятся на пять групп:

1) преступления против внешней безопасности РФ;

2) преступления, посягающие на основы политической системы РФ;

3) посягательство па экономическую безопасность и обороноспособность РФ;

4) посягательство на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности;

5) преступления, посягающие на сохранность государственной тайны.

К преступлениям против внешней безопасности РФ относятся следующие преступные деяния:

1) государственная измена (ст. 275 УК РФ);

2) шпионаж (ст. 276 УК РФ).

Систему преступлений, посягающих на основы политической системы РФ, составляют:

1) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ);

2) насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ);

3) вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ).

За преступные деяния, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ, уголовная ответственность предусмотрена в ст. 281 УК РФ (диверсия).

Систему посягательств на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности, составляют следующие преступные деяния:

1) публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);

2) возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);

3) организация экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ);

4) организация деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК РФ).

Систему преступлений, посягающих на сохранность государственной тайны, составляют:

1) разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ);

2) утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ).

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ» в других словарях:

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — по уголовному праву РФ один из видов преступлений, объектом посягательства для которых выступают основы конституционного строя, безопасность государства, нормальное функционирование органов государственной власти, интересы службы, нормальное… … Юридический словарь

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — субинститут Особенной части российского уголовного права, предусмотренный разделом Х УК РФ. Родовым объектом данных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в… … Словарь-справочник уголовного права

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — по уголовному праву РФ один из видов преступлений, объектом посягательства для которых выступают основы конституционного строя, безопасность государства, нормальное функционирование органов государственной власти, интересы государственной и… … Энциклопедический словарь экономики и права

Преступления против государственной власти — предусмотренные УК РФ посягательства на основы конституционного строя и безопасности государства: государственная измена (ст. 275); шпионаж (ст. 276); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277) и т.д., нормальное … Большой юридический словарь

преступления против государственной власти — по уголовному праву РФ один из видов преступлений, объектом посягательства для которых выступают основы конституционного строя, безопасность государства, нормальное функционирование органов государственной власти, интересы службы, нормальное… … Большой юридический словарь

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 30 УК РФ. Данный институт относится к субинституту Преступления против государственной власти . Данную группу преступлений иногда именуют должностными… … Словарь-справочник уголовного права

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — преступление, которое в соответствии с уголовным законодательством охватывают три группы деяний: преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена; шпионаж; посягательство на жизнь… … Энциклопедический словарь конституционного права

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ — институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 32 УК РФ. Данный институт относится к субинституту Преступления против государственной власти . Видовым объектом данной группы преступлений является нормальная… … Словарь-справочник уголовного права

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА — институт Особенной части российского уголовного права, предусмотренный гл. 29 УК РФ. Данный институт относится к субинституту Преступления против государственной власти . Видовым объектом данного правового института являются основы… … Словарь-справочник уголовного права

Преступления против правосудия — Преступления против правосудия общее название преступлений, совершаемых в сфере правосудия (в широком смысле: в сфере предварительного расследования и судопроизводства). Содержание 1 Уголовно правовая характеристика пр … Википедия

Преступления против государственной власти

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления предусмотрены в главе 30 Уголовного Кодекса Российской Федерации . Эти преступления представляют собой общественно опасные деяния, которые осуществляются предумышленно либо по неосторожности и подрывают авторитет государственных структур, причиняют урон охраняемым законом интересам граждан, организаций, общества и государства в целом.

Система данных преступлений включает в себя:

  • преступления должностных лиц;
  • преступления иных лиц.

Социальная опасность этих преступлений содержится не только в подрыве авторитета органов власти и управления любого уровня, но и в подрыве доверия к ним со стороны населения России и других стран, в уничижении интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Главный объект беззаконных посягательств – это интересы государственной службы либо службы в органах местного самоуправления. При этом возможны и дополнительные объекты, например, права и законные интересы граждан или же организаций, жизнь и здоровье человека, его свобода, честь, достоинство.

Какие-либо беззаконные посягательства предметны. В качестве предметов могут выступать различные документы либо информационные материалы, наличные средства и другое имущество, передаваемые в роли взятки, целевые бюджетные средства, документы с заранее неправильными сведениями или корректировками.

Объективная сторона преступлений выражается деянием, как правило, в форме действия, к которому относятся:

  • нецелевое расходование бюджетных средств;
  • превышение должностных полномочий;
  • присвоение полномочий должностного лица;
  • преступное участие в предпринимательской деятельности;
  • карьерный обман;
  • дача взятки, посредничество в ее передаче или же получение.

В некоторых случаях совершение преступления возможно путем преступного бездействия (например, злоупотребление должностными полномочиями, преступная выдача паспорта гражданина РФ, халатность).

Субъект данных преступлений зачастую специальный, это должностное лицо, в том числе работник органов внутренних дел, а при совершении правонарушения, предусмотренного ст. 288 УК РФ, — государственный служащий или же служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Общим же субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступлений против государственной власти характеризуется, как правило, виной в форме умысла. Беспечное же психическое отношение лица к осуществленному им общественно опасному деянию имеет место быть только в составах преступлений, отраженных в ст. 293 УК РФ.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для квалификации этих преступных деяний имеют значение мотивы их совершения, например, корыстная либо другая собственная заинтересованность.

Причины и условия совершения государственной преступности

Причины и условия совершения преступлений против государственной власти коренятся в объективных явлениях и процессах жизнедеятельности людей, а также в субъективной сфере – массовом и социальном сознании. Будучи социально детерминированным действом, особо опасные государственные преступления, как и преступность в целом, находятся в зависимости, помимо прочего, от характера и критериев общественной жизни на конкретном этапе становления и развития общества, а потому чутко откликаются на любые изменения данных условий.

Причинный комплекс, порождающий государственную преступность, выслеживается на 2 уровнях:

На уровне общего он вписывается в характер обстоятельств, генерирующих преступность в целом. На уровне видовой преступности он несет внутри себя черты специфики, отличительные непосредственно для особо опасных государственных преступлений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Взаимосвязь общих причин с видовыми причинами, весьма сложна и многогранна. Это объясняется тем, что общее отражается в отдельном конкретном неравномерно и предопределено характером самих особо опасных государственных преступлений.

Накопленный опыт по анализу государственной преступности демонстрирует, что предпосылки, порождающие ее, носят характер:

  • информационно-идеологического воздействия на личность извне;
  • неудовлетворенности личности сложившимися жизненными обстоятельствами;
  • несогласия с официально проводимой политикой правительства в общем или по отдельным вопросам;
  • обид на государственные органы власти;
  • гипертрофированного понимания и ошибочного толкования недостатков;
  • других факторов.

Выявление комплекса причин, порождающих государственную преступность, не является конечной целью, а лишь выступает важным условием целенаправленной борьбы с указанной категорией преступлений.

Кроме того, упор делается на предупреждение таких беззаконных проявлений, что, в свою очередь:

  • дает возможность реже прибегать к мерам уголовно-правовой репрессии,
  • делает чище нравственную атмосферу общества,
  • дает возможность полнее воплотить принцип демократизации социальных отношений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

109.Понятие и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и сл — alekssandrs Jimdo-Page!

109. Понятие и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие и виды должностных лиц.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Эти преступления отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:

– они совершаются специальными субъектами, исключение составляет ст. 291 УК РФ (дача взятки), где субъект общий;

– совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий;

– они посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления либо содержат реальную угрозу такого нарушения.

Виды этих преступлений:

– злоупотребление должностными полномочиями

– превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

– отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);

– присвоение полномочий должностного лица (ст. 288

– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

– получение взятки (ст. 290 УК РФ);

– дача взятки (ст. 291 УК РФ);

– служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

– халатность (ст. 293 УК РФ).

Субъектом большинства преступлений этой группы может быть только должностное лицо. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

Объектом должностного преступления является нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а непосредственным объектом — права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Объективная сторона должностных. преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как: совершение указанных в диспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован названный выше орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенных последствий преступления, наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.

Субъектом преступлений, может быть только должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.