Польша долги государства

Автор: | 19.03.2018

Польша за год увеличила внешний долг до 364 млрд долл.

Варшава. Валовой внешний долг Польши на конец 2012 года составил 364,2 млрд долл., что на 13,6%, или 43,5 млрд долл., больше, чем на конец предыдущего года.

Об этом свидетельствуют данные Национального банка Польши (NBP), которыми располагает УНИАН.

Наибольшая сумма доля внешнего долга — 150,3 млрд долл. — приходилась на государственный сектор и органы местного самоуправления, а также на другие секторы экономики (без банков) — 143,9 млрд долл.

При этом в сравнении с 2011 годом внешние государственные долги увеличились почти на треть на фоне 8% роста задолженности других секторов экономики.

Работающие в Польше банки в прошлом году, наоборот, сократили свою внешнюю задолженность почти на 3% — до 64,4 млрд долл.

Сам Нацбанк увеличил долг на 10% — до 5,6 млрд долл.

По данным польского центробанка, внешний долг страны на начало 2004 года, когда страна вступила в Евросоюз, составлял 107 млрд долл., что примерно вдвое больше, чем в 1995 году (последние доступные данные – УНИАН).

Внешний долг, около 80% которого является долгосрочным, постоянно растет в течение последних 18 лет.

Как сообщал УНИАН, по данным польского министерства финансов, государственный долг с учетом задолженности органов местного самоуправления Польши (внутренний и внешний) за прошлый год вырос примерно на 3% — до 269 млрд долл.

Справка УНИАН. Валовой внешний долг Украины в 2012 году вырос на 7% — до 135 млрд долл., а государственный и гарантированный государством долг увеличился почти на 9% — до 64,5 млрд долл.

Польский минфин не учитывает в государственном долге страны предоставленные государством гарантии на кредиты, объем которых на конец прошлого года составлял почти 30 млрд долл.

По оценкам МВФ, в 2012 году Польша по номинальному уровню ВВП, составившему около 470 млрд долл., заняла 26-е место в мире, в то время как Украина с национальным продуктом в 180 млрд долл. – 52-е место среди более чем 180 стран.

Внешний долг стран мира на 2018 год: таблица

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2018).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2018 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Польский государственный долг превысил триллион злотых

19 Января 2017

Размер государственной задолженности Польши недавно преодолел отметку в триллион злотых. Способ, в который эта информация стала известна каждому поляку, очень оригинальный. Дело в том, что вот уже 7 лет в Варшаве на перекрестке улиц Al. Jerozolimskich i Marszalkowskiej установлено специальное табло, на большом экране которого круглосуточно и без выходных отображается состояние государственного долга Польши, его рост и сумма, которая приходится до полной выплаты долга на каждого поляка, пишет tvn24bis.pl.

Табло было установлено польской организацией Форум Общественного Развития. Форум Общественного развития Польши постоянно отслеживает состояние государственных финансов, рынка труда, экономической свободы, справедливости и законности решений. Сегодня организация очень обеспокоена постоянным ростом расходов Польши и новыми материальными обязательствами.

Эксперты говорят, что если учесть, что государственный долг Польши, это долг, который власть создала, действуя от имени и в интересах жителей Польши, то на сегодня каждый гражданин этой страны должен уже 26 тысяч злотых. Проценты от задолженности платятся с налогов поляков.

Форум Общественного Развития в Польше отмечает также, что государственный долг страны есть явный, а есть и скрытый (возникший в результате установленных законом обязательств нести расходы в будущем, например, расходы на пенсионную реформу). Так вот триллион злотых – это только явный долг, а скрытый долг Польши составляет еще три триллиона злотых. Эти цифры тоже отображаются на электронном табло, и их ежедневно наблюдают жители столицы. Но пока, судя по бюджету Польши на 2017 год, польский государственный долг будет только продолжать расти.

Страны, которым простили долг

Кредиторы, как правило, милосердны к странам третьего, а то и четвертого мира. Развитым экономикам очень редко приходится рассчитывать на их снисходительность

В качестве одного из аргументов в свою пользу Греция в переговорах с кредиторами из ЕС прибегла и к морализаторству, вспомнив о том, как чуть более чем 60 лет назад списывала долги ФРГ. Действительно, к 1953 году состояние западногерманской экономики было довольно плачевным. «Экономическое чудо» лишь набирало обороты, а на бюджете тяжелым бременем лежали внешние долги. Приблизительно половину из них составляли репарации, наложенные на Германию еще по итогам Версальского договора, еще столько же — кредиты, взятые после Второй мировой на восстановление разрушенной войной экономики.

По нынешним меркам, процентное соотношение внешнего долга к ВВП было смешным — 25%. Но Германия остро нуждалась в капиталовложениях для стимулирования экономического роста. И в феврале 1953 года сумела договориться с рядом стран о списании 50% долга, а выплаты по второй половине реструктуризировать на крайне выгодных условиях (рассрочка как минимум на 30 лет, возможность тратить на обслуживание долга не более 3% экспортной выручки). В итоге последний транш был выплачен только в 2010 году. И что наиболее любопытно — в числе европейских стран, простивших долги ФРГ, была и Греция.

На Ангелу Меркель такие доводы не подействовали, но интересно разобраться с вопросом, когда, каким странам и при каких условиях списывают внешнюю задол­женность.

ЩЕДРОСТЬ ПАРИЖСКАЯ, КЁЛЬНСКАЯ, НЕАПОЛЬСКАЯ…

В 1956 году, когда перед угрозой дефолта оказалась Аргентина, ее делегация встретилась в Париже с представителями стран-кредиторов, чтобы договориться о реструктуризации — переговоры прошли успешно. С этого момента начинается история Парижского клуба — одной из наиболее влиятельных неофициальных международных организаций, представляющей интересы стран-кредиторов (в настоящий момент в клубе 20 государств). Двадцатью годами позже был создан и Лондонский клуб — неформальная организация, объединяющая частные банки-кредиторы (около 1000 банков к настоящему моменту).

С начала деятельности и по май 2014-го в рамках Парижского клуба было достигнуто более 430 соглашений с 90 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила более $583 млрд.

Но если изначально клуб сталкивался с вопросами реструктуризации госдолгов, то со временем стало очевидно, что задолженность ряда беднейших государств приобрела характер безнадежной. Особенно ярко эта тенденция проявилась в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Ведь если во время глобального биполярного противостояния страны третьего мира, в зависимости от избранного политического курса, могли рассчитывать на поддержку со стороны Запада или СССР — то с завершением этого периода оказались, по сути, предоставлены сами себе.

И если для развитых стран Парижский клуб разработал так называемые стандартные условия реструктуризации (пролонгация выплат на десять лет по рыночной процентной ставке с льготным периодом в три года), то уже в 1988 году были разработаны Торонтские условия, позволявшие списывать треть внешнего долга странам с доходом ниже установленного Всемирным банком уровня. Оставшаяся сумма реструктуризируется частями: на 14 и 25 лет (включая льготные периоды в 8 и 14 лет).

В 1994 году были приняты отдельные Лондонские условия для стран с низким уровнем дохода, которые через несколько лет пришлось еще раз пересмотреть в виде Неапольских условий. Согласно им беднейшие страны могли рассчитывать на списание уже двух третей долга с пролонгацией выплат до 40 лет (с 16-летними льготами).

Но и этого оказалось недостаточно. В 1999 году была принята Инициатива HIPC (heavily indebted poor countries), направленная на сокращение бремени внешнего долга беднейших стран мира. На данный момент в нее вовлечены более 40 стран, в основном африканских. Это те страны, внешний долг которых по отношению к экспорту товаров и услуг или к объему доходов госбюджета превышает 150 и 250% соответственно.

Для стран, привлеченных к HIPC, действуют Кёльнские условия, согласно которым возможно списание до 90% внешнего долга.

И как раз на начало XXI века приходятся наиболее крупные списания государственных долгов беднейших стран перед членами Парижского клуба и международными финансовыми организациями. Так, к примеру, в 2004 году Парижский клуб принял решение поэтапно списать 80% долга Ирака (свыше $30 млрд.). В 2006-м внешний долг Малави был уменьшен с $363 до $9 млн. В 2010-м было списано практически 100% задолженности Республики Конго ($2,4 млрд), Либерии ($1,4 млрд) и Гаити ($214 млн). В 2013-м — свыше 60% долга Мьянмы (свыше $6 млрд). И это далеко не полный список.

Отдельно в 2005 году на саммите G8 было принято решение о списании 18 беднейшим странам мира долгов перед ВБ и МВФ ($40 млрд).

Важно отметить три принципиальных момента. Во-первых, прямое списание задолженности государств перед государствами — явление довольно частое. Но проблема в том, что оно тесно увязано с сотрудничеством должника с МВФ. Как правило, претендующая на списание страна обязана в первую очередь урегулировать спорные вопросы с фондом, согласиться выполнять его рекомендации, получая взамен дополнительную финансовую помощь от МВФ и/или ВБ. Во-вторых, речь практически всегда идет о незначительных суммах по меркам государств — участников клуба. В-третьих, претендуя на помощь в рамках той же HIPC, государство как бы автоматически попадает в «черный список» стран четвертого мира.

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ

Тем не менее в истории, кроме упомянутого выше прецедента с ФРГ, были и другие «нестандартные» примеры списания внешнего долга. Самый недавний — списание в 2009 году с Сербии $550 млн долга Косово (которое Белград, впрочем, все равно считает частью своей территории).

Но еще более любопытные шаги были предприняты в начале 1990-х по отношению к Польше и Болгарии, столкнувшимися с серьезными трудностями при переходе к рыночной экономике.

Так, в период 1991–1994 годов Парижский клуб списал Польше половину стоимости внешнего долга (на членов клуба приходилось 60% задолженности) и 80% просроченных процентов по нему. Оставшаяся часть была реструктуризирована почти на два десятилетия с льготными периодами. В итоге только за эти три года польский бюджет сэкономил около $9 млрд (для страны Восточной Европы того периода — огромная сумма). В 1994 году практически аналогичное соглашение было достигнуто и с Лондонским клубом (общее снижение долга еще на $6,6 млрд). Что характерно, списание открыло доступ Польше к новым международным кредитам (и частным, и по линии МФО), что и послужило толчком к ускоренному росту польской экономики уже к концу 1990-х.

Болгария в марте 1990 года была вынуждена объявить о своей неплатежеспособности — в отличие от Варшавы София задолжала в основном коммерческим банкам. Лишь к концу 1993 года было достигнуто соглашение с Лондонским клубом (подписали свыше 300 банков). В общей сложности Болгария получила списание 47–48% внешнего долга на сумму $8,1 млрд.

Однако подобная практика со стороны кредиторов не стала правилом для стран Восточной Европы. Румыния получила лишь возможность реструктуризировать часть долга.

Венгрия, Чехия и Словакия прошли начало 90-х с повышенной долговой нагрузкой, но без списаний и реструктуризации — из-за чего, кстати, выиграли в более долгой перспективе, заслужив репутацию добросовестных должников.

Впрочем, было бы несправедливо приписывать успех «польского экономического чуда» исключительно уступкам со стороны кредиторов. Как свидетельствует опыт той же Болгарии, подобные меры не гарантируют успеха: сегодня Болгария в списке стран по ВВП по ППС на душу населения отстает от Польши на два десятка позиций в списках МВФ и ВБ (приблизительно на 33%, или $8 тыс.).

Простить всё. Пять самых масштабных списаний долгов

Пять стран, которым списали самые большие внешние долги за последние 25 лет

Украина и комитет кредиторов во главе с фондом Franklin Templeton договорились уменьшить внешний госдолг нашей страны на $3,8 млрд. Выплата ещё $15,5 млрд перенесена на 2019–2027 годы. Сумма, которую списали Украине, далеко не самая внушительная. Другим прощали и больше. Пять самых масштабных списаний — в рейтинге Фокуса.

2012 г. Более $100 млрд

В 2011 году госдолг Греции составлял около 350 млрд евро, или 160% ВВП страны. Требуя реструктуризации и списания долгов, греки грозили не только дефолтом, но и выходом из еврозоны. В итоге было принято соломоново решение: долг был реструктуризирован, а более 100 млрд евро, которые правительству одалживали европейские частные банки, — списаны.

2005–2010 гг. Более $65 млрд

В 2005-м и 2010 годах Аргентина реструктуризировала 93% внешнего долга размером около $100 млрд, обменяв старые долговые бумаги на новые, с дисконтом 70%. Так госдолг уменьшился примерно на $65 млрд, но держатели оставшихся долговых обязательств до сих пор отстаивают свои права в судах, держа страну под угрозой банкротства.

2014 г. $32 млрд

Весь списанный долг относился к тому времени, когда Остров свободы дружил с СССР, получая от последнего матпомощь деньгами, техникой и ресурсами. Стремительно теряющая союзников Россия решилась на широкий жест, полностью списав долги кубинцам. После чего Куба спустя буквально полгода возобновила дипломатические отношения с США.

2004–2008 гг. Более $26 млрд

Долги Ираку начали списывать после свержения Саддама Хусейна — инициатором выступили США, которые сразу простили иракский долг в $4,1 млрд. Но самый большой долг у этой страны был перед Россией: в 2004-м и 2008 годах в сумме РФ простила $21,5 млрд — как тогда объясняли в Кремле, в обмен на допуск к разработке иракских месторождений нефти.

1991 г. $25 млрд

Поляки первыми из постсоветского пространства перешли на либеральную модель экономики — применив «шоковую терапию», инициировав широкую приватизацию и реституцию. В ответ западные кредиторы согласились на реструктуризацию госдолга, в частности, списав $25 млрд. Благодаря новым кредитам и инвестициям Польша обеспечила значительный рост своей экономики.

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ФОКУС МЕДИА». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ФОКУС МЕДИА» — запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА «Українські Новини», в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство «Интерфакс-Украина», не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками «Р», «Новости партнеров», «Новости компаний», «Новости партий», «Инновации», «Позиция», «Спецпроект при поддержке» публикуются на коммерческой основе.