Наказание по закону о защите прав потребителей

Автор: | 13.01.2019

Штрафы за нарушение прав потребителей. Таблица

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке

Штраф на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей

Штраф на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин

Штраф на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ

Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования

Штраф на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг)

Штраф на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы

Штраф на должностных лиц — от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя

Штраф на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ

Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом

Штраф на должностных лиц — от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров

Штраф на граждан в размере от 3 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 30 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 300 МРОТ

(*) эти дела об административных правонарушениях рассматриваются Органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст.23.49 КоАП РФ)

(**) эти дела об административных правонарушениях рассматриваются Федеральным антимонопольным органом, его территориальными органами (ст.23.48 КоАП РФ)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Предприниматели, которые работают в сфере торговли и бытовых услуг, постоянно общаются с потребителями. Главным документом, который регулирует взаимоотношения между продавцом — субъектом хозяйственной деятельности и потребителем — физическим лицом, является Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII (далее — Закон № 1023).
Как показывает практика, продавцов больше всего интересует вопрос об ответственности, которую они понесут за нарушение прав потребителей. Рассмотрим этот вопрос подробно.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКУ

Обеспечение защиты прав потребителя возложено на:

  • Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (п. 2 Указа Президента Украины «О Государственном комитете Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.10.2002 г. № 887/2002);
  • общественные организации потребителей (права этих организаций определены ст. 25 Закона № 1023);
  • органы местного самоуправления, которые имеют право создавать при исполнительных органах структурные подразделения по вопросам защиты прав потребителей (их права определены ст. 28 Закона № 1023).

Другие органы исполнительной власти, которые имеют право осуществлять государственную защиту прав потребителей в пределах своей компетенции, определенной законодательством.

Согласно ст. 26 Закона № 1023 только Госпотребстандарт и его территориальные органы имеют право:

«1) давать субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей;
2) проверять у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг качество продукции, соблюдение обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдение правил торговли и предоставления услуг; беспрепятственно посещать и обследовать согласно законодательству любые производственные, складские, торговые и другие помещения этих субъектов ;
3) отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведения независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ согласно законодательству, с оплатой стоимости образцов и проведенных исследований (экс-пертизы) . В случае выявления в результате проведенных исследований (экспертизы) факта реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной субъект хозяйствования, который проверялся, возмещает понесенные за это расходы ;
4) проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию. В случае невозможности возвращения продукции, которая была использована (получена) во время контрольной проверки, возмещение затрат относится на результаты деятельности субъектов хозяйствования ;
5) получать бесплатно от проверяемых субъектов хозяйствования копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, которые используются для производства этой продукции;
6) прекращать отгрузку и реализацию товаров, которые не отвечают требованиям нормативных документов, до устранения субъектами хозяйствования выявленных недостатков;
7) запрещать субъектам хозяйствования реализацию потребителям продукции:
а)
на которую отсутствуют документы, удостоверяющие ее соответствие требованиям нормативных документов;
б) на которую в нормативно-правовых актах и нормативных документах установлены обязательные требования относительно обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества потребителей и охраны окружающей природной среды, если продукция внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, но на которую нет сертификата соответствия (свидетельства о признании соответствия);
в) ввезенную на территорию Украины без документов, которые подтверждают ее надлежащее качество;
г) на которую срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, а также товаров, срок годности которых истек;
д) которая является фальсифицированной;
8) принимать решение о:
а)
прекращении субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, реализации и производства продукции, которая не отвечает требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, — до устранения выявленных недостатков;
б) временном прекращении деятельности субъектов хозяйствования сферы торговли (секций, отделов), услуг , которые систематически реализуют товары ненадлежащего качества, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, — до устранения выявленных недостатков;
9) опломбировывать в порядке, предусмотренном законодательством, производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, а также неисправные, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом или без него, или с таким, срок действия которого истек, средства измерительной техники, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей, с дальнейшим уведомлением об этом территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;
10) подавать в суд иски по защите прав потребителей;
11) передавать материалы проверок на действия лиц, которые содержат признаки преступления, органам дознания или досудового следствия;
12) налагать на виновных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, административные взыскания ;
13) накладывать на субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг взыскания, предусмотренные статьей 23 этого Закона, в п
орядке, который определяется Кабинетом Министров Украины».

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

Согласно упомянутому выше приказу Госпотребстандарта:
1. Плановые проверки соблюдения су-бъектами хозяйственной деятельности сферы торговли, общественного питания и услуг:

  • требований относительно качества товаров (работ, услуг);
  • обязательных требований относительно безопасности товаров (работ, услуг);
  • правил торговли и предоставления услуг проводятся на основании утвержденного начальником управления ежеквартального плана проведения проверок.

2. Внеплановые проверки субъектов хозяйственной деятельности осуществляются исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении продавцами законодательства о защите прав потребителей.

Заметим, что в ст. 10 Указа Президента Украины «О некоторых мероприятиях по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98 сказано, что жалоба потребителя должна быть представлена в письменном виде и содержать сведения о:

  • фамилии, имени, отчестве покупателя;
  • местожительстве;
  • серии и номере паспорта или другого документа, который удостоверяет лицо;
  • товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя.

ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1. ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

По результатам проверок Госпотребстандарт имеет право налагать штрафы. В Таблице систематизированы штрафы за нарушение прав потребителей, которые предусмотрены ст. 23 Закона № 1023.

В ч. 1 ст. 8 Закона № 1023 сказано: в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать:

  • пропорционального уменьшения цены;
  • бесплатного устранения недостатков товара на протяжении определенного срока;
  • возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Также, в случае выявления на протяжении гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара (при необходимости это подтверждается заключением экспертизы), потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством и на основании обязательных для выполнения сторонами правил или условий договора, имеет право (по своему выбору) требовать от продавца или производителя:

  • расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы;
  • замены товара на идентичный товар или на аналогичный из числа тех, что есть в наличии у про-давца (производителя) товаров.

В ч. 3 ст. 10 Закона № 1023 сказано: в случае выявления недостатков в выполненной работе (предоставленной услуге) потребитель имеет право (по своему выбору) требовать:

  • платного устранения недостатков в выполненной работе (предоставленной услуге) в определенный срок;
  • уменьшения цены выполненной работы (предоставленной услуги);
  • бесплатного изготовления другой вещи из такого же материала и такого же качества или повторного выполнения работы;
  • возмещения нанесенных ему убытков с устранением недостатков выполненной работы (предоставленной услуги) своими силами или с привлечением третьего лица;
  • реализации других прав, предусмотренных действующим законодательством на день заключения соответствующего договора.

Указанные требования подлежат удовлетворению в случае выявления недостатков во время принятия выполненной работы (предоставленной услуги) или во время выполнения работы (предоставления услуги). В случае невозможности выявления недостатков во время принятия выполненной работы (предоставленной услуги) — на протяжении гарантийного или другого срока, установленного договором, или на протяжении двух лет со дня принятия выполненной работы (предоставленной услуги) — в случае отсутствия гарантийного или другого срока, определенного законодательством или договором.

Примечание:
1. Штрафы исчисляются исходя из цены приобретения товара (включая НДС), а не из цены, по которой продавец реализует этот товар (п. 8 разъяснения Высшего арбитражного суда Украины от 01.07.96 г. № 01-8/241).
Начисление штрафов за нарушение норм Закона № 1023 при выполнении работ (услуг) осуществляется на основании их отпускной стоимости. Если работа (услуга) является материалообъемной и стоимость израсходованных материалов легко выделить из общей стоимости услуги, для начисления суммы штрафа используют стоимость собственно работы (услуги) за вычетом стоимости израсходованных материалов.

Извлечение публикуется на языке оригинала

ВИЩИЙ АРБІТРАЖНИЙ СУД УКРАЇНИ

№ 01-8/241 від 01.07.96 м. Київ

Про деякі питання практики застосування окремих норм чинного законодавства при вирішенні спорів 8. З якої ціни — придбання чи реалізації – повинен обчислюватись штраф, передбачений статтею 23 Закону України «Про захист прав споживачів», та чи слід включати в неї вартість склотари, у яку затарено товар? За змістом абзацу п’ятого частини першої статті 23 Закону України «Про захист прав споживачів» розмір відповідальності господарюючих суб’єктів за зазначені у цій нормі порушення повинен встановлюватись виходячи з вартості партії товару, одержаного для реалізації від поставщика, а не з ціни, за якою господарюючий суб’єкт реалізовує цей товар. Якщо ціна склотари є заставною і визначена окремо від вартості товару, то при встановленні розміру відповідальності господарюючого суб’єкта вартість такої тари враховуватись не повинна.

2. В Законе № 1023 нет норм о поглощении меньшей ответственности большей. Таким образом, штрафы налагают за каждое нарушение.
3. Вопрос о наложении штрафа по ст. 23 Закона № 1023 может быть рассмотрен без участия правонарушителя, если он был предупрежден раньше, но не подал ходатайство об отложении рассмотрения дела.
4. Постановление о наложении штрафа присылается нарушителю или выдается его представителю под расписку в 3-дневный срок. Субъект хозяйственной деятельности обязан перечислить штраф в течение 15 дней после получения постановления. Потом на протяжении 3-х дней он письменно сообщает органу, который наложил штраф, об оплате (прилагая копию платежного поручения). Итак, Госпотребстандарт ждет 18 дней с момента вручения постановления о наложении штрафа, а потом начинает процедуру его принудительного взыскания с помощью государственной исполнительной службы.
5. Постановление о наложении штрафа можно обжаловать в высшем органе Госпотребстандарта или в суде.

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Кроме финансовой ответственности существует и административная. Она налагается на лиц, которые нарушили права потребителей. Итак, ст. 156 1 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрены штрафы за такие нарушения:

  • отказ работников торговли, общественного питания, сферы услуг и предпринимателей в предоставлении гражданам-потребителям необходимой, доступной, достоверной и свое-временной информации о товарах (работах, услугах), их количестве, качестве и ассортименте, а также об их производителе (исполнителе, продавце) в обучении безопасному и правильному их использованию;
  • ограничение прав граждан-потребителей на проверку качества, комплектности, веса и цены приобретенных товаров.

Такие правонарушения приводят к наложению штрафа в размере от 1 до 10 ННМДГ.

А вот отказ работниками торговли потребителю в реализации его права в случае приобретения им товара ненадлежащего качества — влечет за собою наложение штрафа в размере от 1 до 18 ННМДГ.

Материал подготовлен по состоянию на 24 августа 2006 года

Сколько составляет в 2018 году штраф по закону о защите прав потребителей

Организации, занимающиеся обслуживанием потребителей, все чаще допускают преднамеренные ошибки в производстве с целью извлечения личной выгоды. Такие действия являются незаконными, так как ограничивают права своих покупателей. Однако методы борьбы с этим существуют. Одним из таких наказаний будет выплата денежных средств, равная половине нанесенного ущерба.

Каким организациям грозит наказание

Любая организация, которая осуществляет свою рабочую деятельность обеспечением потребностей потребителей, в случае ущемления их прав понесет наказание. Такими предприятиями считаются:

  • оказание услуг банковского направления;
  • кредитные объединения;
  • оформление страхования (здоровье, имущество);
  • образование;
  • медицинские услуги косметологического характера;
  • торговая деятельность;
  • туристический досуг;
  • перевозки транспортом;
  • строительные и ремонтные услуги;
  • кафе, ресторан, фастфуд;
  • услуги проведения досуга;
  • услуги спортивного направления.

Очень часто обиженный потребитель предлагает организации пойти на компромисс и разрешить ситуацию мирным путем. То есть начальству предприятия в добровольном порядке надо возместить ущерб.

Но не во всех случаях такой метод оказывает действенный результат, тогда у потребителя не остается иного выхода, как обратиться в органы правозащиты с исковым заявлением.

Выплата штрафа

Неоднократно вносились изменения в Закон о нарушении потребительских прав. Выплата денежного наказания начала осуществляться с 1996 года. Методом судебного разбирательства решаются спорные моменты между организацией и потребителем. В ходе процесса суд устанавливает сумму выплаты. Если ранее эта сумма приравнивалась ко всей сумме нанесенного финансового ущерба, то сегодня она составляет лишь половину. Изначально нарушение закона со стороны организации считалось административным, теперь же оно приравнивается к гражданско-правовому.

Если нарушитель не осуществляет выплату денежных средств в установленный судом срок, то ему грозит штраф или пеня. Штрафом будет считаться определенная денежная сумма, которая должна быть выплачена вдобавок к основной. А вот пеня начисляется за каждый просроченный день.

Чаще всего в решении данного вопроса применяется выплата штрафа. Обуславливается это тем, что пеня начинает расти только после того, как решится судебное разбирательство. А штраф уже имеет определенный денежный эквивалент. Такая система очень выгодна для обманутых граждан. А для нарушителя она станет стимулирующей точкой для исполнения обязанностей.

Как сделать сумму штрафа меньше

Как показывает практика, уменьшение денежного штрафа осуществить крайне сложно. В спорных ситуациях такого рода суд и законодательство Российской Федерации полностью поддерживает ущемленную в правах сторону. Но в любом правиле есть исключения. Суд может признать сумму выплаты ущерба большой и снизить ее только при тех обстоятельствах, если организация представит документальное подтверждение того, что такая денежная компенсация приведет ее к полному разорению.

В каком случае можно потребовать возместить ущерб

Самым распространенным нарушением прав, которыми наделены потребители, является незаконное поведение торговых сетей. Большой процент граждан нашей страны элементарно не знает своих прав, поэтому бороться с беззаконием нерадивых продавцов все сложнее.

Сегодня каждый супермаркет имеет специальную систему проверки, это рамка, оснащенная магнитными лентами. Если вы на входе в магазин встретили такую, то знайте, что большей проверки ваших личных вещей администрация торгового зала производить не имеет права. За вами остается право попросить вызвать правоохранительные органы и только им разрешить произвести досмотр.

Принудительная сдача личных вещей в ячейки для хранения также нарушает закон. Покупатель только в одном случае обязан оставить вещи на хранение: если ему выдадут документ, подтверждающий, что вещи останутся под надежной охраной. В случае пропажи полную стоимость обязан вернуть магазин, даже если на входе вы столкнулись с вывеской, что администрация торговой сети не несет ответственность за сохранность.

Если охрана магазина не разрешает вам пройти внутрь с коляской, то это является прямым нарушением не только ваших прав, но и ребенка также. Если ребенок не умеет еще пока ходить, то он имеет полное право передвигаться по магазину при помощи коляски, закон РФ этого не запрещает.

Статья 43 ЗоЗПП РФ. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Последняя редакция Ст. 43 Закона о ЗПП

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 43 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Множество различных прав потребителей установлено законами и другими нормативно-правовыми актами. Однако если некоторые положения законодательства определяют и фиксируют права, то другие должны предусматривать ответственность за их нарушение. Это необходимо для того чтобы обеспечить всеобщее следование и исполнение требований законов.

Что регулирует?

Статья 43 Закона «О защите прав потребителей» регулирует сторону наложения ответственности за несоблюдение норм законодательства, регулирующего отношения между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем и т.д.). Это важно для определения меры возможного наказания за несоблюдение правил, установленных законом и установления степени ответственности каждого нарушителя.

Содержание

Статья 43 ЗоЗПП РФ устанавливает варианты видов ответственности, которые могут налагаться на нарушителей норм законодательства Российской Федерации. К ним относятся:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая.

Вид и степень ответственности по смыслу статьи применяются в зависимости от разновидности и серьезности нарушения.

Применение и толкование

Статья 43 Закона «О защите прав потребителя» предусматривает наложения нескольких видов наказаний за пренебрежение нормами законодательства, отстаивающего интересы приобретателя. Однако необходимо пояснить, что выбор метода порицания напрямую зависит от нескольких факторов:

  • субъекта, совершившего его (физическое лицо, юридическое, ИП и т.д.);
  • наличия и тяжести вреда здоровью, жизни, имуществу пострадавшего, возникшего в результате противоправных действий нарушителя;
  • наличия ущерба окружающей среде и т.д.;
  • другие важные для дела обстоятельства.

Если принято решение о привлечении нарушителя к административной ответственности, то существует целый ряд статей КоАП РФ, регулирующих этот вопрос. Например, глава 14 Кодекса об Административных Правонарушениях России определяет ряд противоправных действий, нарушающих законодательство о правах потребителя и наказуемых по нормам данного законодательного акта.

Отдельной статьи УК Российской Федерации за такой вид нарушения, как ущемление прав потребителя, не предусматривается. Однако именно уголовная ответственность может наступить за ущерб, который возник вследствие ущемления интересов приобретателя. Например, имущественные потери, ущерб, причиненный окружающей среде и т.д.

Таким образом, статья 43 ЗоЗПП РФ определяет меру ответственности за пренебрежение определенных этим же законом прав приобретателя. В перечень возможных уровней порицания входят административный, уголовный и гражданско-правовой.

Штрафы за нарушение прав потребителей

21.12.2016 1999 0 0

Если вы занимаетесь торговлей или оказываете услуги, вам нужно знать права и обязанности покупателей, чтобы не нарушать их и избежать штрафов.

Проверяет соблюдение прав покупателей продавцами Госпотребинспекция. По результатам проверки составляется акт, в нем описывается нарушение, на его основании потом может быть принято решение о применении штрафных санкций. Размер штрафа зависит от нарушения и может вылиться в достаточно крупную сумму, поэтому лучше организовать свою работу так, чтобы законодательство не нарушать.

Некачественный товар или услуга

Нарушения. Если покупатель приобрел у вас некачественный товар и в течение гарантийного срока обратился с просьбой устранить недостатки, возместить расходы на устранение недостатков, снизить цену, вы обязаны сделать это. Также покупатель может требовать, чтобы ему вернули деньги за товар или поменяли его на качественный.

Даже если товар качественный, но не устраивает покупателя цветом, размером или формой, он имеет право обменять его в течение 14 дней.

При обнаружении недостатков в выполненной работе заказчик может требовать от вас бесплатно устранить недостатки, снизить цену или изготовить такую же вещь, повторно выполнить работу, возместить ущерб. Требовать это клиент может во время приемки работы или в течение гарантийного срока, установленного договором. А если гарантийный срок не оговорен — в течение двух лет от даты приемки работ.

Штраф. За отказ в реализации этих прав придется уплатить штраф в десятикратном размере стоимости продукции исходя из цен, действовавших на момент приобретения продукции, но не менее 85 гривен.

Нарушения при продаже сертифицированной продукции

Нарушения. Если продаете товары, которые подлежат сертификации, но в документах на них нет регистрационных номеров сертификата соответствия, нет свидетельства о признании соответствия.

Штраф. 50% стоимости партии такого товара (выполненной работы, предоставленной услуги), но не менее 170 гривен. Если продавец не ведет обязательный учет доходов и расходов — 170 гривен.

Продажа опасной для жизни и здоровья продукции

Нарушения. Изготовление или продажу продукции, которая не отвечает требованиям нормативно-правовых актов и документов о безопасности.

Штраф. 300% стоимости изготовленной или полученной для продажи партии товара, выполненных работ, предоставленных услуг, но не менее 425 гривен. А если субъект хозяйствования не ведет обязательный учет доходов и расходов — 850 гривен.

Продажа запрещенной продукции

Нарушения. Продажа продукции, которую соответствующий госорган запретил изготавливать и продавать.

Штраф. 500% стоимости полученной для реализации партии запрещенного товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 1700 гривен.

Продажа товаров без маркировки

Нарушения. Продажа опасных товаров, таких как яда, пестицидов, взрыво — и огнеопасные вещества и тому подобное. Без предупредительной маркировки и информации о том, как правильно и безопасно использовать и хранить такие товары.

Штраф. 100% стоимости партии товара, полученного для реализации, но не менее 340 гривен.

Отсутствие информации о товаре

Нарушения. Продавец не предоставил покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре (например, нет инструкции по использованию товара, неполная информация).

Штраф. 30% стоимости партии товара, полученного для реализации, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее чем 85 гривен.

Уклонение от проверки

Нарушения. Воспрепятствование в проведении проверки качества товара и соблюдение правил обслуживания клиента. Проверять могут: органы исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и подразделения по вопросам защиты прав потребителей.

Штраф. От 1 до 10% стоимости продукции, которая была реализована за календарный месяц, предшествующий проверке, но не менее 170 гривен.

Неустранение нарушений

Нарушения. Продавец/исполнитель получил предписание устранить нарушения прав потребителей, но не сделал этого.

Штраф. 340 гривен.

Продажа просроченных товаров

Нарушения. Продажа товара, у которого закончился срок годности.

Штраф. 200% стоимости остатка партии просроченного товара, полученного для реализации, но не меньше 85 гривен.

Нарушение договора между продавцом и клиентом

Нарушения. Невыполнение условий договора между потребителем и исполнителем о выполнении работы, оказании услуги.

Штраф. 100% стоимости работ/услуг. А если нарушение было в отношении группы потребителей — от 1 до 10% стоимости выполненных работ (оказанных услуг) в предыдущем календарном месяце, но не менее 85 гривен.

Навязывание приобретения и формы оплаты

Нарушения. Принуждение к покупке ненужной покупателю продукции или некачественных товаров. В частности, говорится о ситуации, когда одновременно с продажей техники или бытового оборудования покупателю навязывают приобретение гарантии, средств по уходу за этой техникой и тому подобное.

Если продавец обязан принимать к оплате электронные платежные средства, он не должен ограничивать покупателя в возможности сделать это.

Штраф. 8500 гривен.

Обман покупателя

Нарушения. Обмеривание, обвешивание, обсчет и иной обман покупателя.

Штраф. От 85 до 425 гривен.

Уплата штрафов

После получения постановления о наложении штрафа надо оплатить в госбюджет указанную в ней сумму в течение 15 дней с момента получения постановления. Затем в течение трех дней об оплате нужно сообщить Госпотребинспекцию или территориальный орган, который наложил штраф. В сообщении указывается номер и дата платежного поручения.

Не оплатите штраф в добровольном порядке — его могут взыскать принудительно. Кроме штрафных санкций, к нарушителю могут применить и другие меры в связи с нарушением прав потребителей. Вплоть до прекращения отгрузки и производства продукции, опломбирования торговых, складских и производственных помещений, временного прекращения деятельности и др.

Если постановление о наложении штрафа не передали нарушителю в течение одного года со дня, когда оно принято, то штрафы по ней он имеет право не платить.

В случае если постановление о применении штрафных санкций, по вашему мнению, вынесено с нарушениями, можете обжаловать ее в Госпотребинспекции или административном суде.

Обратите внимание: кроме закона о защите прав потребителей, порядок ведения деятельности в сфере торговли/услуг/производства регулирует Коап и Уголовный кодекс, законы «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции», «Об общей безопасности непищевой продукции» и др.