Государственная военная служба особенности

Автор: | 13.01.2019

Особенности военной службы

Как было отмечено ранее, особенности военной службы предполагают наличие у нее признаков, не характерных для других видов государственной службы. Для военной службы характерны следующие особенности.

1. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»). В качестве основного признака в указанном определении выделяется профессиональная деятельность, которая характеризуется непрерывностью, преемственностью и компетентностью и осуществляется на основе специальных знаний и навыков. Указанным Законом профессионализм называется в качестве одного из принципов организации государственной службы (ст. 5), который заключается в том, что государственный служащий исполняет обязанности на профессиональной основе, т. е. выполняет основную работу, за которую получает денежное содержание.

Государственная служба как профессиональная деятельность является реализацией конституционного права граждан на труд, т. е. возможностью распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации), а также права на равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Указанные положения нашли свое отражение в принципе равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой (ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации также реализуется их конституционное право на труд, т. е. по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности. Однако критерию свободного выбора профессии отвечает только поступление граждан на военную службу по контракту, а призыв на военную службу является одной из форм воинской обязанности граждан, т. е. прохождение военной службы на профессиональной основе происходит не всеми военнослужащими, а только поступившими на нее в добровольном порядке.

Указом Президента Российской Федерации «О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту» от 16 мая 1996 г. № 722 было установлено, что с весны 2000 г. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации переходят на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу.

Однако Указом от 11 ноября 1998 г. № 1356 в Указ Президента Российской Федерации № 722 были внесены изменения, в соответствии с которыми переход к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту, будет осуществляться по мере создания необходимых условий, прежде всего экономических. Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004—2007 гг. , согласно которой предполагается планомерное увеличение числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соединениях и воинских частях постоянной готовности. Таким образом, в полной мере признак государственной службы как профессиональной деятельности, в которой он применяется для характеристики других видов государственной службы, будет присущ военной службе в Российской Федерации только с переходом к армии, комплектуемой в добровольном порядке гражданами, заключившими контракт о прохождении военной службы, или проходящими ее на кадровой основе.

2. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане, впервые поступившие на военную службу или не проходившие военную службу и впервые призванные на военные сборы, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине — Российской Федерации. Смысл этого торжественного акта заключается в том, что, произнося патриотические слова присяги, ярко выражающие существо воинского долга, военнослужащий или гражданин сознательно выражает и подтверждает свою готовность мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Факт принятия присяги имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с принятием присяги военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы); строгое соблюдение требований Военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью; нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность. Отказ от принятия Военной присяги не допускается, поскольку в силу ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации при поступлении на военную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой согласно принципу прямого действия Конституции Российской Федерации должно быть предоставлено каждому гражданину независимо от принятия соответствующего федерального закона, устанавливающего порядок реализации указанного конституционного права граждан.

3. Обязательность военной службы. Эта особенность проявляется, во-первых, в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения призывов — очередных и по мобилизации. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о всеобщем характере военной службы для всего населения Российской Федерации. Военная служба по призыву является обязательной для призывных контингентов мужского населения России. В то же время Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены отсрочки от военной службы, а также в некоторых случаях освобождение от нее.

Во-вторых, после привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения. За недолжное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей невоенной (гражданской или военизированной) государственной службы.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» за несоблюдение обязанностей государственным служащим он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с УК РФ влекут уголовную ответственность военнослужащих. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (ст. 337); дезертирство (ст. 338); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ст. 339).

4. Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы — защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей, в условиях риска для жизни и здоровья военнослужащих, как правило, с оружием в руках.

5. Беспрекословность воинского повиновения всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины. Из этой особенности военно-служебных отношений также вытекает ряд юридических последствий: за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник; подача жалобы не может приостановить исполнение приказа; в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие (ст. 9 ДУ ВС РФ), однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации; никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены гораздо большим объемом властных полномочий, чем соответствующие должностные лица невоенных государственных органов и организаций.

6. Особенности в защите прав участников военно-служебных отношений заключаются, во-первых, в недопустимости обращения военнослужащего в суд по отдельным вопросам, вытекающим из отношений военной службы. В то же время действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие права и свободы военнослужащих, могут быть обжалованы как в служебном порядке — соответствующему начальнику, так и путем обращения в военный суд (ст. 4 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1).

Во-вторых, специфика защиты незыблемости воинского порядка проявляется в установлении государством повышенной ответственности военнослужащих за совершение ряда преступлений и других правонарушений, в том числе за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, а в ряде случаев и за нарушение общественного порядка.

7. Особым является статус военнослужащих — совокупность их прав, свобод, обязанностей и ответственности. В то же время специфика военной службы предопределяет ряд ограничений основных прав и свобод, которые осуществлены законодательно. Таким образом, с началом военной службы ряд конституционных прав будет для военнослужащих ограничен в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих».

8. Военнослужащие в особом порядке привлекаются к правовой ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной и материальной).

Понятие, правовая основа и особенности военной службы

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:

  1. гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства: в Вооруженных Силах РФ; во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ; в войсках гражданской обороны; инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах ис-полнительной власти; Службе внешней разведки Российской Федерации; органах Федеральной службы безопасности; федеральном органе специальной связи и информации; федеральных органах государственной охраны; федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации; воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы; создаваемых на военное время специальных формированиях;
  2. гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами: в Вооруженных Силах РФ; других войсках и воинских формированиях.

Вооруженные Силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации, предназначенную для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ — входящие в систему Министерства внутренних дел РФ воинские формирования, предназначенные для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Войска гражданской обороны — воинские формирования, предназначенные для решения задач в области гражданской обороны по подготовке к защите и защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования — воинские формирования, предназначенные для проведения работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи в интересах обороны и безопасности государства.

Внешняя разведка РФ представляет собой совокупность специально создаваемых государством органов (органов внешней разведки РФ), являющихся составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных установленных федеральным законодательством методов и средств.

Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Федеральная служба охраны РФ — система государственных органов, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, Генеральный прокурор РФ и др.) и защиту охраняемых объектов (здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и ак-ватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны).

Воинские подразделения Федеральной противопожарной службы создаются в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения и входят в состав Государственной противопожарной службы МЧС России.

Правовую основу военной службы составляют Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ, Положение о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г., Указ Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 10 ноября 2007 г. № 1495 и др.

Для военной службы характерны следующие основные особенности, отличающие ее от иных видов государственной службы.

1. Военная служба может осуществляться не только в добровольном порядке, но также и в обязательном порядке.

Указанная особенность позволяет выделить два основания прохождения военной службы: по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, и по контракту.

Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

2. На военную службу могут поступать не только граждане Российской Федерации, но также и иностранные граждане (подданные). Указанные лица могут проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ или других войсках и воинских формированиях.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами. Иностранцы, поступающие на военную службу, должны владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Кроме того, они должны иметь соответствующее образование и уровень профессиональной и физической подготовки.

3. Поступление на военную службу в обязательном порядке закрепляется процедурами приведения к Военной присяге или принесения обязательства. Военнослужащий, являющийся гражданином Российской Федерации, впервые поступивший на военную службу, или гражданин Российской Федерации, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем воинской части.

Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в Российской Федерации, дает обязательство.

Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится:

  • по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца;
  • по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов.

До приведения к Военной присяге (принесения обязательства):

  • военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов;
  • за военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, не могут закрепляться оружие и военная техника;
  • к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не может быть применен дисциплинарный арест.

4. Военная служба налагает на военнослужащих обязанность ношения военной формы одежды и знаков различия. Военная форма одежды представляет собой унифицированный по внешним признакам комплект предметов военной одежды, военной обуви и военного снаряжения. На военной одежде носятся знаки различия по воинским званиям и ведомственные знаки отличия.

Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом.

Знаки различия по видам Вооруженных Сил, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются министром обороны, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военнослужащий вправе не носить военную форму одежды вне расположения воинской части, на отдыхе, в увольнении или отпуске.

5. Военная служба предусматривает обязательное присвоение лицам, ее проходящим, соответствующих воинских званий.

Воинские звания имеют строгую иерархию, подчинены соответствующим составам военнослужащих и подразделяются:

  1. в зависимости от вида военной службы на войсковые и корабельные звания;
  2. в зависимости от состава военнослужащих на воинские звания, присваиваемые солдатам, матросам, сержантам и старшинам, прапорщикам и мичманам, младшим офицерам, старшим офицерам, высшим офицерам.

Воинские звания (помимо замещаемых должностей) оказывают значительное влияние на статусное положение военнослужащего, в том числе объем полномочий, ответственности и т.д.

Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально. Воинское звание может быть первым или очередным.

6. Военная служба в соответствии с законодательством предоставляет право военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы (а при необходимости и во внеслужебное время) на хранение, ношение, применение и использование оружия. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.

Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации могут применять оружие лично, а командиры (начальники) приказать подчиненным применить оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в следующих случаях:

  1. для отражения вооруженного либо группового нападения на охраняемые государственные и военные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин, единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
  2. для пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
  3. для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;
  4. для задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать данное лицо или изъять у него оружие невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного в боевых условиях, когда действия неповинующегося явно направлены на государственную измену или срыв выполнения боевой задачи, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайно-го положения.

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни военнослужащего или других граждан или может повлечь иные тяжкие последствия:

  • при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов;
  • при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, при побеге в условиях ограниченной видимости, а также при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время их движения.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

7. Военная служба строится на принципе единоначалия и предполагает строгое соблюдение военнослужащими воинской дисциплины. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Приказ может быть отдан одному или группе военнослужащих:

  • в письменном виде;
  • устно;
  • по техническим средствам связи.

Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» — и затем выполняет его.

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.

Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Сущность военной службы как особого вида государственной службы

(Шерипов Н. Т.) («Военно-юридический журнал», 2009, N 6) Текст документа

СУЩНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ОСОБОГО ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Шерипов Н. Т., заведующий кафедрой административного права и правоведения Юридического института Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, доцент, кандидат юридических наук.

Нормативными актами, осуществляющими правовое регулирование военной службы, является Закон «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики» , Закон «О статусе военнослужащих» , Положение о прохождении действительной срочной военной службы солдатами, сержантами и старшинами Вооруженных Сил Кыргызской Республики, утвержденное Приказом Минобороны КР от 4 мая 2000 г. N 106, общевоинские уставы и приказы министра обороны Кыргызской Республики. Вопросы военной службы регулируются также международными договорами КР. ——————————— См.: Закон КР от 16 декабря 1992 г. N 1068-XII «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики» // Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан. 1993. N 3. Ст. 86. См.: Закон КР от 1 июля 1992 г. N 930-XII «О статусе военнослужащих» // Приложение N 1 к «Свободным горам». 1992. Август.

Д. Н. Бахрах называет военную службу разновидностью милитаризованной службы, которая, в свою очередь, является разновидностью федеральной государственной службы. К милитаризованной службе он также относит службы: милицейскую, таможенную, внутреннюю службу в системе МВД России, военизированную охрану МПС, горноспасательную службу и др. . ——————————— См.: Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 1996. С. 121.

Г. В. Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовым институтом, т. е. не суммой служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единой государственной службой одному государству, его создавшему, с соответствующим объемом инфраструктуры, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специальную государственную службу (в административных органах) . ——————————— См.: Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2002. С. 122 — 125.

А. В. Кудашкин отмечает, что посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность . ——————————— См.: Кудашкин А. В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 8. С. 12 — 14.

Военная служба — это особый вид государственной службы, исполняемой гражданами Кыргызской Республики в Вооруженных Силах КР, состоящих из сухопутных, военно-морских, военно-воздушных частей и частей противовоздушной обороны, а также во внутренних войсках КР, пограничной службе КР, национальной гвардии. Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций КР и воинские части Государственного комитета КР по национальной безопасности являются составной частью Вооруженных Сил Кыргызской Республики. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, установленный Законом КР «О статусе военнослужащих». Условия и характер военной службы определяют содержание статуса военнослужащих, который включает права, обязанности, юридическую ответственность, гарантии реализации прав и исполнения возложенных на военнослужащих обязанностей, устанавливаемые Конституцией Кыргызской Республики и изданными на ее основе законодательными и иными актами. К военнослужащим относятся лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, курсанты военно-учебных заведений, солдаты, матросы, сержанты и старшины срочной службы, а также военнослужащие-женщины. Военнослужащие пользуются правами и свободами граждан Кыргызской Республики с ограничениями, обусловленными условиями военной службы. На них возлагаются конституционные, другие общегражданские, а также военно-служебные обязанности. Никто не вправе лишить военнослужащих и членов их семей каких-либо прав и свобод или ограничить их в правах иначе как в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и законами Кыргызской Республики. Статус военнослужащих в соответствии с настоящим Законом имеют граждане КР, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах КР и СНГ, органах национальной безопасности КР, гражданской обороне и Государственной противопожарной службе, Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций КР, внутренних войсках КР, других созданных в соответствии с законодательством КР воинских формированиях, находящиеся на сборах военнообязанные, а также граждане СНГ, проходящие военную службу в КР. Статус военнослужащих граждане Кыргызской Республики приобретают со дня призыва на военную службу или призыва на сборы и утрачивают с увольнением с военной службы (со дня исключения из списков воинской части) или окончания сборов в порядке, установленном законодательством КР. Политические и социальные права, предоставленные гражданам в пределах статуса военнослужащих, сохраняются за ними и после увольнения их с военной службы. По способу поступления военная служба делится на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Исходя из этого военнослужащих можно объединить в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту. Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокуратуры, проходят военную службу с учетом особенностей, установленных законодательными актами, регламентирующими деятельность военных судов и военной прокуратуры. Совершенно прав российский профессор Д. М. Овсянко, отмечая, что военная служба предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка. Естественно, эта деятельность связана не только с критическими и психологическими нагрузками, но и с риском для жизни и здоровья. Именно это порождает особые требования, предъявляемые к возрасту, состоянию здоровья и морально-психологическим качествам лиц, зачисляемых на такую государственную службу . ——————————— Овсянко Д. М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации: Дис. … докт. юрид. наук. М., 1998.

Для понимания сущности военной службы как особого вида государственной службы в КР важное значение имеет анализ военно-служебных отношений, образующих основу этого вида государственной службы. Анализ военно-служебных отношений показывает, что они являются одним из видов воинских отношений и складываются по поводу организации и несения военной службы. Военно-служебным отношениям присущи такие характерные для всех воинских отношений черты, как высокая степень властности и распорядительности, обязательное наличие у субъектов гражданства, беспрекословность воинского повиновения, повышенная ответственность за правонарушения, максимально оперативный и динамичный характер. Субъектами военно-служебных отношений являются военнослужащие, а также органы военного управления, организующие в рамках своей компетенции прохождение военной службы, боевую учебу, комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих поддержание воинской дисциплины и правопорядка. Содержание военно-служебных отношений составляют отношения, связанные с прохождением военной службы, исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, а также с реализацией военнослужащими и другими субъектами этих отношений прав, исполнением обязанностей и несением ответственности, которые обусловлены военной службой. Правовые нормы, регулирующие военно-служебные отношения, являются специальными правовыми нормами. Их действие распространяется на определенный круг лиц, несущих военную службу. Действие данных норм не распространяется на граждан, проходящих альтернативную службу, призывников, лиц, находящихся в запасе, если они в данное время не проходят военные сборы. Законом КР «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики» устанавливается предельный возраст пребывания на военной службе. Так, для генералов до генерал-лейтенанта, контр-адмиралов и генерал-полковников он составляет 60 лет, для полковника — 50 лет. Для женщин-военнослужащих предельный возраст пребывания на военной службе — 45 лет. Начало военной службы определяет для гражданина момент поступления на военную службу и приобретение статуса военнослужащего. С началом военной службы гражданин становится военнослужащим, на него начинает распространяться Закон «О статусе военнослужащих», а также другие нормативные правовые акты КР, определяющие права, обязанности и ответственность военнослужащих. Профессор А. В. Кудашкин отмечает, что особенность военной службы отражает ее существенные отличия от всех других видов государственной службы, которыми является: 1) ее предназначенность, т. е. возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения. Такая возможность не предоставляется любым другим видам государственной службы; 2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме военной обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд других особенностей . ——————————— См.: Кудашкин А. В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 8. С. 14.

Законодательством КР установлено два способа поступления на военную службу: — призыв гражданина КР на военную службу; — добровольное поступление (по контракту) на военную службу гражданина КР и иностранного гражданина. Призыв гражданина на военную службу осуществляется в порядке исполнения им воинской обязанности, которая установлена Законом «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики» в целях реализации гражданами КР обязанности по защите Отечества, закрепленной ст. 24 Конституции КР в Кыргызской Республике, для граждан КР. Целью законодательного установления этой обязанности для граждан КР является обеспечение Вооруженных Сил КР, других войск и воинских формирований личным составом в мирное время, а также обеспечения их личным составом в период мобилизационного развертывания (военного времени). В соответствии с Законом КР «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики» формами исполнения гражданами воинской обязанности являются следующие: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время. Граждане КР вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления (по контракту) на военную службу. По контракту на военную службу принимаются и иностранные граждане. Военная служба является особым видом государственной службы в Кыргызской Республике. На нее распространяются все основные принципы государственной службы в КР: — законность. Военная служба организуется и осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией КР и законодательством; — внепартийность. В соответствии с Законом КР «Об обороне» деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Кыргызской Республики не допускается. Запрещается использовать штатные должности и финансовые средства Вооруженных Сил Кыргызской Республики для создания структур и осуществления деятельности любых общественных и иных организаций и объединений. Запрещается ведение любых политических агитаций на территории воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Кыргызской Республики; — обязательность решений вышестоящих органов военного управления и должностных лиц для военнослужащих, нижестоящих органов военного управления и должностных лиц; — подконтрольность и подчиненность органов военного управления и военнослужащих; — равный доступ граждан КР к военной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; — ответственность военнослужащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей; — социальная защищенность военнослужащих и стабильность военной службы. Вместе с тем военная служба, основываясь на основных принципах государственной службы, является ее особым видом. Это связано с тем, что Вооруженные Силы КР, другие войска, воинские формирования и органы предназначены для обеспечения обороны и безопасности КР специальными методами, в том числе и военными, прямо связанными с вооруженной борьбой с противником с использованием вооружения и военной техники. В связи с этим военная служба имеет существенные особенности по сравнению с другими видами государственной службы: 1. Гражданин, поступающий или призываемый на военную службу, должен соответствовать медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, и профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям по уровню образования, профессиональной подготовки и физической подготовки. 2. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к военной присяге перед Государственным флагом КР и боевым знаменем воинской части. Призыв граждан на действительную военную службу проводится ежегодно повсеместно два раза в год (в мае — июне и ноябре — декабре) по указу Президента КР. Количество граждан, подлежащих призыву, устанавливает Правительство КР. По объявлению приказа о призыве на действительную военную службу каждый призывник обязан явиться точно в срок, указанный в приказе военного комиссара, на призывной участок, к которому он приписан по месту жительства. 3. Отношения, связанные с военной службой, регулируются Законом КР «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики», а также законодательными и иными нормативными актами КР, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих. К указанным отношениям неприменимы нормы трудового и других отраслей права, регулирующих трудовые отношения. 4. Военная служба отличается повышенной обязательностью требований. После поступления (призыва) на военную службу в пределах установленных сроков военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, прекращать выполнение служебных обязанностей, самовольно покидать место военной службы. 5. Более строгая, по сравнению с гражданской службой, ответственность за служебные правонарушения. 6. Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников). Однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства КР. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством КР. 7. Наличие у военнослужащих персональных воинских званий, обеспечивающее ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Основное назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить отношения власти и подчинения между военнослужащими. Это выражается, в частности, в том, что начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по званию обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, правил поведения и отдания чести; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших. Кроме того, воинское звание отражает служебный стаж и служебное положение военнослужащего. В связи с этим для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный срок. 8. Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих. 9. Наличие военной формы одежды и знаков различия. Военная форма и знаки различия регламентируются Президентом КР.